ЭтикетПриродаПсихологияИменаСтихиЗагадкиЁжефоткиЕщё ▾
РассказыБессмыслицыХозяюшкаЗдоровье

Акан

 ← Поделиться

Акан (7540 тыс. человек) — одна из основных этнических групп Западной Африки. К акан относятся народы и племена ашанти, фанти, аким, аквапим, аньи, бауле, гонджа, крачи, абронг, нзима и др. Часть акан живут в Гане, свыше 1 млн. человек — в Республике Берег Слоновой Кости.

У акан, как и у многих других народов Западной Африки, в значительной степени сохранилась традиционная антропонимия. Каждый акан имеет несколько имен, употребляемых в различных ситуациях: родовое (или общесемейное) имя, собственное, обиходное имя (одно или несколько), прозвище; имя, полученное при обрядах инициации, крещения и т. д.

Родовое, или общесемейное, имя может иметь тотемный характер, хотя первоначальный смысл большинства таких имен утрачен. Возможно, к ним относятся имена типа Осей «великий», Боатенг «защитник», Окото «посредник» и др.

Собственное имя дается обычно в честь умершего предка, что в представлении акан ассоциируется с возрождением его души в облике родившегося ребенка, или в честь какого-либо ныне здравствующего родственника. Первенца чаще всего называют в честь деда.

У акан существуют строгие правила наречения имени. Это событие должно произойти не раньше чем на восьмой день появления младенца на свет. До этого должны быть соблюдены определенные ритуалы и церемонии: итете — торжественный вынос ребенка первый раз из дома, прогулка с ним по деревне, свершение различных омовений, натирания специальными мазями, во время которых произносятся особые заклинания, призванные прервать связь ребенка с «потусторонним миром», и т. д. Мать ребенка, надев белую одежду и специальные амулеты, должна совершить обряд благодарения за благополучный исход родов. Только после свершения всех этих церемоний разрешается дать имя ребенку.

Как правило, ребенка нарекает отец. Если отец по каким-либо причинам отсутствует, его может заменить старший из родственников, считающийся представителем отца на данной церемонии. Раньше мальчик не мог получить имя в честь родственников мужского пола со стороны матери, а девочка получала имя только в честь родственников женского пола с отцовской стороны.

Если родственник, именем которого хотят назвать ребенка, жив, он должен обязательно присутствовать на церемонии наречения. Мать кладет ребенка ему на колени, после чего родственник «оповещает» духов предков, что ребенка нарекают его именем, и просит у них защиты и покровительства для новорожденного. Затем он должен окропить ребенка водой, повесить ему на шею амулет. Если высказываются какие-либо пожелания ребенку, например, быть храбрым — его должны пронести сквозь дым; быть правдивым — окропить ему рот водой; если девочке желают быть хорошей хозяйкой, ее накрывают корзинкой, и т. п. Только после всех этих действий обряд наречения считается законченным.

Кроме имен, которые даются в честь предков или родственников, существуют имена, определяемые днем рождения. Акан говорят, что каждый человек появляется на свет со своим именем, т. е. связывают имя с названием того дня недели, когда родится ребенок. Так, например, родившийся в воскресенье — квасида — получает имя Кваси, женский вариант — Акосуа; в понедельник — джуда — Кваджо, женский вариант — Аджуа; во вторник — бенеда — Квабена, женский вариант — Абена; в среду — мунуда — Квану, женский вариант — Акуа; в четверг — яуда — Яо, женский вариант — Яаа; в пятницу — фида — Кофи, женский вариант — Афуа; в субботу — меменеда — Кваме, женский вариант — Амма. Имена, связанные с днями недели, имеют наиболее широкое распространение в обиходно-бытовой сфере.

В именах может отражаться очередность появления детей в семье. Второго ребенка назовут Маану, третьего ребенка — Менса (женский вариант — Манса), четвертого — Анапе и т. д. Иногда имена обозначают предполагаемые черты характера или физические особенности ребенка. Так, красивая девочка получает имя Авене, что в переводе означает «дорогая», «драгоценная», «бусинка». Но чаще такого рода мотивировку имеют прозвища, например: Апеанин Донко «Апеанин красивый», Кофи Кокоо «Кофи умный» и т. п.

Различаются имена близнецов: если они однополые, их называют чаще всего Ата (женский вариант — Атаа) Паньин «близнец старший» и Ата (Атаа) Кетева «близнец младший»; если они разнополые, то к слову «близнец» (ата, атаа) добавляется имя, например: Кваме Ата и Ама Атаа.

Имена могут быть даны по какому-либо событию, которое так или иначе связано с рождением ребенка. Так, ребенок, у которого родители умирают вскоре после его появления на свет, получает имя Ахья «встретившийся с горем»; родившегося во время войны называют Бедиако или Обеко «иду сражаться»; если родители к моменту рождения ребенка разбогатели, он может быть назван Сика «золото», «деньги». Однако далеко не все имена несут какую-либо семантическую нагрузку.

Некоторые имена у акан связаны с определенными культами. Так, если ребенок родится на берегу священной для акан реки Пра, то в состав его имени обязательно должно войти название этой реки, например Кваси Пра.

Имена, получаемые во время обрядов инициации, являются негласными, и их знает только узкий круг посвященных лиц. После принятия акан христианства, а вместе с ним и обряда крещения в обиход стали входить европейские имена и фамилии, которые, однако, не вытеснили традиционных имен. В официальных документах, как правило, фиксируются как имена, полученные при крещении, так и исконные, традиционные имена.

↑ Наверх