ЭтикетПриродаПсихологияИменаСтихиЗагадкиЁжефоткиЕщё ▾
РассказыБессмыслицыХозяюшкаЗдоровье

Калмыки

 ← Поделиться

Калмыки — один из многочисленных народов России (147 тыс. человек).

В именник калмыков помимо собственно калмыцких имен входят санскритские и тибетские, пришедшие в калмыцкую культуру с ламаизмом, а также русские и другие европейские имена, проникшие через русский язык после переселения калмыков в Россию.

Распространенные у калмыков тибетские и санскритские индивидуальные имена в основном представляют собой в семантическом плане названия планет (Ангарак — Марс, Бембэ — Сатурн, Адьян — Солнце), буддийские термины (Санж — «просветленный»), слова, обозначающие положительные качества и свойства человека (Джав — «защита», Церен — «долгая жизнь»).

В роли антропонимов собственно калмыцкого происхождения могут выступать имена: (а) калмыцких эпических героев (Санал, Мерген, Джангар, Хонгор); (б) производные от топонимов (Элистина, Иджил, Алцхута, Колор); (в) слова, обозначающие цвет, число (Цаhан — «белый», Ноган — «зеленый», Зурhан — «шесть», Таван — «пять»); (г) слова, обозначающие положительные личные качества человека (Сээхэ — «красивая», Дунгэ — «грациозная», «горделивая», Бата — «крепкий»); (д) слова, выражающие жизненные блага (Байн — «богатство», Джиргал — «счастье», Байр — «радость»).

В прошлом у калмыков были распространены имена-обереги, которые давались детям с магической целью обезопасить их от «злых духов». Именами-оберегами были: (а) слова, обозначающие названия животных (Чон — «волк», Эля — «орел», Ноха — «собака»); (б) названия различных растений (Цецкя — «цветок»); (в) некалмыцкие имена, иногда в своеобразной калмыцкой транскрипции (Вазьки — Василий, Микула — Николай, Ягур — Егор). В современной калмыцкой антропонимии встречаются отчества и фамилии, восходящие к этим именам: Нохаев, Нохаевич, Чонов, Чонаев.

Двойные имена были распространены у калмыков бывшего Яндыко-Мочажного, Хошеутского, Эркетеневского улусов, например: Санж-Гаря (у калмыков Хошеутовского улуса Санж-Ара), Эрдни-Хал, Церен-Дорж; в настоящее время такие имена сохраняются в форме отчества.

Обычай табуирования имен (хадм) требовал от невестки, пришедшей в семью мужа, искажения собственных имен родственников мужа. Так рождались «новые» имена: вместо Бадм женщина произносила Ядм, вместо Дорж — Ерж.

До революции становление фамилий у калмыков связано с появлением русской бюрократической администрации в калмыцкой степи, с христианизацией части калмыков. Фамилии образовывались от имени отца: Эрдни — Эрдниев, Бадма — Бадмаев, Кичик — Кичиков.

Так, если имя калмыка Нема, фамилия Дорджиев, значит, имя его отца — Дордж, а фамилия детей Нема Дорджиева будет Немаевы.

Отчества появились позднее, когда фамилия стала наследственной. Отчество определяется по имени отца.

АМ калмыков состоит из фамилии, передаваемой по наследству, имени и отчества, образуемого от имени отца. При склонении изменяется только последняя единица антропонимической модели, т. е. Лиджиев Бова Насунович — Лиджиев Бова Насуновичин или Бова Насунович Лиджиевин.

Распространенной формой обращения к знакомому лицу было имя, в то время как для обращения к незнакомому лицу выбирали один из следующих терминов: эгч — «старшая сестра», ду куукн — «младшая сетсра», ах — «старший брат», де кевун — «младший брат», эж — «мать», аав — «отец», употреблявшиеся собеседниками в зависимости от возраста друг друга, их взаимоотношений, ситуации и т. п. При официальном обращении указывалась должность человека, к которому обращались: ахлач — «начальник», дарга — «сборщик налогов».

Уменьшительно-ласкательную форму имени употребляли в основном только по отношению к детям и девушкам: Кермен — Кермэ или Кермеш, Первэ — Первэш.

↑ Наверх