ЭтикетПриродаПсихологияИменаСтихиЗагадкиЁжефоткиЕщё ▾
РассказыБессмыслицыХозяюшкаЗдоровье

Селькупы

 ← Поделиться

Селькупы — южные самодийцы — живут в Томской области (в Колпашевском, Парабельском, Верхне-Кетском, Каргасокском районах) и на севере Красноярского края. Наиболее компактная группа селькупов проживает в Тазовском и Красноселькупском районах Ямало-Ненецкого национального округа по течению р. Таз. Численность селькупов составляет 4249 человек. Живут селькупы совместно с русскими; их ближайшими соседями являются ханты, эвенки, кеты, ненцы. Селькупский язык относится к самодийской группе уральских языков.

Современная селькупская антропонимическая система трехчленна, т. е. состоит из имени, отчества и фамилии, например: Елена Ивановна Сагандукова, Абросим Тимофеевич Мунгалов, Устинья Васильевна Ижинбина. Наличие у селькупов трехчленной АМ — результат влияния антропонимической системы русского языка.

Архивные материалы свидетельствуют о том, что первоначально отчества у селькупов были образованы от имен суффиксами -ов, -ев (и реже — -ович): Андрей Дмитров Лайкин, Иван Андреев Пекиматов, Михаил Соиспаев Еренаков, Иван Андреев Квернаев. Появление отчеств на -ич, -ович, -евич относится к более позднему периоду.

Фамилии у селькупов либо русского происхождения (Мальков, Белозеров, Портнягин), либо созданы по образцу русских фамилий на селькупской основе (Ангалина, Варгамыгин, Мунгалов — очень распространенная у селькупов фамилия и др.). Многие селькупские фамилии имеют прозрачную этимологию, поскольку восходят к селькупским апеллятивам, например: Иринков (ира «старик»), Маргина (марга «ветер», «буран»), Ангалина (анга «устье», т.е. «с устья»), Варгамыгин (варгъ «большой» + мыка «игла»).

Сохранились фамилии, которые отражают родовые (племенные) названия селькупов, например Чугульдякова, образованная от наименования селькупского племени тью-гула, которое жило по берегам Оби севернее Чулыма еще в середине XIX  в.

По мнению Г. Н. Прокофьева, некоторые фамильные названия селькупов свидетельствуют о существовавших еще в давние времена связях между селькупами и энцами, между селькупами и хантами. В качестве примера приводятся фамилии Мандаков от мандо «человек (из рода) мандо» и Чекурмин (Текурмин); селькупскую фамилию Кондуков Прокофьев этимологизирует на основе хантыйского языка: «человек (из рода) ханты» (ханты «люди»).

Фамилии селькупов в значительной степени адаптированы к произносительным нормам русского языка, о чем свидетельствует этимология ряда приведенных фамильных названий.

Личные имена селькупов в настоящее время в большинстве своем заимствованы у русских, как-то: Василий, Анна, Лариса, Таисья; встречаются также латышские имена (Айна), а также имена, бытующие у народностей, проживающих по соседству с селькупами. Однако до сих пор среди селькупов используются и собственно селькупские имена.

Изучение истории селькупов дает представление об их антропонимии в прошлом, которая представляет собой совершенно иную картину. У енисейских селькупов свежа в памяти антропонимическая модель своего языка: она была двучленна, т. е. состояла из имени и фамилии (Сагол Максунов, Мем’и Дибикова, Ойjн Кусамина). Такие личные имена воспринимаются в настоящее время как прозвища, но они употребляются селькупами в качестве имен собственных.

Большинство селькупских имен поддается этимологизации, так как чаще всего имя восходит к апеллятиву, принадлежащему к одному из следующих лексических полей. Ребенку давалось имя в зависимости от характера местности, где он родился, например Кы:тък (кыт «мох»); новорожденный мог получить имя по названию ягоды, птицы, насекомого, зверька, например: Чънънъ (чънг «лебедь»), Табак «белка» + Му:ндиjа (му:нде «сова»), Се:пак «бурундук», Пега (пе:га «рябчик»), Кыта «муравей», Iондра «бабочка», Къпта «смородина», Ниш’а «шиповник».

Часто имя, данное ребенку, отражало физические дефекты, наблюдаемые у него при рождении, диспропорцию частей его тела, например: Курак «калека», Ч’ать «колотушка» (т.е. у ребенка голова большая, как колотушка). Некоторые имена отражают черты облика новорожденного, индивидуальные особенности поведения, например: Сагол «черноголовый» (саг «черный» + ол «голова»), Тана «молчаливая» (тан «немногословная»), Кога — «звукоподражание» (ребенок издавал звуки, похожие на крик летяг), Со:Iак (со «сера» + Iага «кусок» — ребенок любил жевать серу), Ту:къ «коротышка», «коротенький». Последнему ребенку в семье давали иногда имя Питыныл, что буквально означает «дно гнезда», т.е. «дно люльки», иначе «поскребыш». Этимология некоторых селькупских имен, например Мем’и, Мата, Еска, Камнач, неясна.

Селькупские имена делятся на женские и мужские: женские — Еска, Кыта, Къпта, Мата, Мем’и, Ниш’а, Окка, Пе:га, Питиныл и, Тана, Табак, Ту:къ; мужские — Кога, Кытък, Кача, Камнач, Курак, Мундиjа, Се:пак, Сагол, Чать, Чънънъ, Питыныл.

Многие селькупы старшего поколения в Красноярском крае являются носителями двух имен: исконно селькупского и основного — русского. Так, имя Ниш’а принадлежит женщине, которую официально зовут Анна, селькупское имя Чать принадлежит мужчине, носящем имя Гаврила и т.д.

При обращении в повседневно-бытовом общении селькупы придерживаются терминов родства, которые в их языке представляют стройную классификационную систему.

↑ Наверх