ЭтикетПриродаПсихологияИменаСтихиЗагадкиЁжефоткиЕщё ▾
РассказыБессмыслицыХозяюшкаЗдоровье

Тайцы

 ← Поделиться

Тайцы (сиамцы) — народ, населяющий государство Таиланд и составляющий большинство населения страны. Общая численность тайцев — 24 млн. человек. За пределами Таиланда тайцы живут в соседних странах Индокитайского полуострова. Тайский (сиамский) язык принадлежит к группе тайских языков.

Современная AM тайцев находится в процессе становления.

Ребенку дают имя через несколько дней после его рождения.

Выбор имени осуществляется следующим образом: родители новорожденного обращаются или к деревенскому астрологу, который по гороскопу ребенка определяет, с какой буквы должно начинаться имя, или к настоятелю местного буддийского храма, который по специальным схемам находит «счастливую» начальную букву имени. Родители или приглашаемый для этого богатый односельчанин выбирает имя, начинающееся с указанной буквы.

В случае болезни ребенку дают новое имя, чтобы «отвлечь внимание злых духов и сбить их с толку». В семейно-бытовом общении, для того чтобы, согласно верованиям тайцев, не возбудить у духов желания похитить ребенка, его называют не настоящим именем, а просто иной «девочка» или айной «мальчик»; часто детям дают прозвища: «Мышка», «Лягушка» и т. п. — с приставкой и- для именования девочек и ай- для именования мальчиков. Специальные термины используются для обозначения детей, прошедших церемонию «выстригания волос на макушке»: ичуг (для девочек) и айка (для мальчиков). Иногда в детстве у ребенка может быть два имени, но по достижении зрелости сохраняется одно из них.

До XX в. в Таиланде не было фамилий: в этом проявлялось безразличие сиамцев к родословной, отсутствие культа предков. В 1916 г. король издал декрет, предписывавший всем семьям взять фамилию. Этот декрет отражал стремление правящих кругов Таиланда приблизить нормы общественной жизни страны к западным и был одним из многочисленных мероприятий, направленных на достижение этой цели. Поскольку придумывать фамилию оказалось делом непривычным для населения, королю пришлось создать специальный департамент, помогавший людям справиться с этой задачей. Фамилии, принятые под нажимом властей, так и не стали органической потребностью жизни населения; ими мало пользуются, особенно в сельских местностях, отдаленных от столицы районах; дети зачастую не знают своей фамилии. Высшие слои общества, а также служащие государственных учреждений и городское население в основном приняли это нововведение.

Таким образом, можно говорить, что фактически в современном Таиланде у тайцев существует две AM: 1) традиционная, состоящая из одного индивидуального имени (ИИ) — из одного и более членов, 2) новая, на западный манер, состоящая из ИИ и наследственного имени (НИ), которое тоже может быть и одночленным, и многочленным.

В разговоре при упоминании мужчины перед его именем ставят слово най «господин», например най Сават; перед именем женщины — слово нанг «госпожа», например нанг Супаб. При обращении к мужчине и женщине вместо най или нанг перед их именами может употребляться слово кун с тем же значением.

При передаче тайских ИИ и НИ на западноевропейских и русском языках преобладает тенденция слитного написания как многочленных ИИ, так и НИ, но встречается и труднообъяснимое «сращивание» ИИ и НИ: так, имя известного сиамского ученого, принца, в изданиях на английском языке пишется то раздельно Дхани Ниват, то слитно — Дханиниват. В сущности, при многочисленности ИИ и НИ европеец может только гадать где кончается одно и начинается другое имя, так как тайский язык относится к изолирующим языкам и никакими внешними признаками НИ в отличие от ИИ не обладает. Но при одночленных ИИ н НИ «угадывание» упрощается, так как на первом месте стоит ИИ, а за ним — НИ. В библиографических списках, опять-таки в соответствии с европейским образцом, происходит перестановка и на первое место перемещается фамилия, что также диктуется правилами, принятыми в научных изданиях.

Уместно привести сведения, о системе рангов и титулов, которые встречаются перед именами в Таиланде. Дети, внуки, правнуки и праправнуки короля получают один из рангов системы каунай, в рамках которой действует правило «убывающей знатности». Согласно этому правилу, каждое следующее поколение становится менее знатным (рангом ниже), чем предыдущее: дети короля и королевы имеют ранг Сомдет Чао Фа1, дети короля и его жен некоролевской крови — Пра Онг Чао; внуки короля — Мом Чао; правнуки короля — Мом Рачавонгс; праправнуки короля — Мом Луанг. Последующие поколения не имеют ранга. Как правило, унаследованный ранг сохраняется в течение всей жизни. Однако, когда коронуется новый король, устанавливается новая система, где каждый член получает ранг в зависимости от отношения к новому королю.

В редких случаях лицо с рангом Мом Чао за заслуги повышается парламентским актом до ранга Пра Онг Чао с соответствующим повышением ранга его потомков (но не братьев).

Наряду с рангами (обладание которыми определяется исключительно родством с королевским семейством) и независимо от них до революции 1932 г. в Таиланде существовала система титулов куннанг, которые не были связаны с происхождением и не передавались по наследству. Лица королевского происхождения могли иметь и ранг и титул, простолюдины — только титул. Титулы давались за заслуги перед правительством; часто титул получали вместе с должностью. Титулы не обязательно были пожизненными, так как за особые заслуги можно было получить более высокий титул, а при уходе человека со службы, как правило, титул в применении к нему уже не употреблялся. Человек, получивший титул, обязан был переменить имя, отказавшись же от титула, он снова брал свое прежнее имя. Было шесть титулов: Сомдет Чао Пья, Чао Пья, Пья, Пра, Луанг и Кун. После революции 1932 г. остались только королевские ранги, но титулы, присужденные ранее, разрешалось сохранить.

Известный сиамский ученый Раджадон до конца жизни (ум. в 60-х годах) именовался Пья Ануман Раджадон. Политический деятель Луанг Ковит Абхайванезе, наоборот, отказался от титула и стал Най Куанг Абхайванезе. (В виде исключения он сохранил свое НИ Абхайванезе, поскольку оно было широко известно, и при ношении титула, но имя Ковит было принято исключительно ради титула.)

Ранги и титулы2 выполняют при тайских именах социально-различительную функцию. Имеющая широкое хождение приставка Най перед мужскими именами является своего рода «титулом нетитулованных особ».

В настоящее время AM тайцев находится в процессе перехода от традиционной к модифицированной на западный манер форме. Одно из проявлений этого переходного состояния — случай принятия женщиной после замужества фамилии мужа, что вовсе не обязательно в целом по стране.

Так, вдова ученого Момрачавонге Сумонаджат Свастикуна именуется Сомрочана Свастикун. В реформе традиционной AM более «активны» высшие слои, ориентирующиеся на западную культуру, а также более образованное городское население. Сельские жители, приверженные традиционной культуре, в меньшей степени причастны к процессу становления новой AM.

1 Наименование ранга может писаться как раздельно, так и слитно.
2 В тех случаях, разумеется, когда титулы сохраняются.

↑ Наверх