ЭтикетПриродаПсихологияИменаСтихиЗагадкиЁжефоткиЕщё ▾
РассказыБессмыслицыХозяюшкаЗдоровье

Фульбе

 ← Поделиться

Народ фульбе, насчитывающий около 15 млн. человек, входит в состав населения большинства государств Западной Африки. Основная масса фульбе сконцентрирована в группах стран Сенегал — Мали — Гвинея (западные фульбе) и Нигер — Нигерия — Камерун (восточные фульбе). Фульбе говорят на языке фула, относящемся к западноатлантическим языкам.

Фульбе не являются коренным населением этой части континента; первые группы фульбе скотоводов-кочевников появились в Западной Африке около IX в. Фульбе одними из первых среди африканских народов приняли ислам, были инициаторами «священной войны»; на территории современных стран Сенегал, Мали, Гвинея, Нигерия, Камерун они основали феодально-теократические государства со сложной иерархической, кастовой организацией, в которой составили элиту.

Антропонимическая система фульбе складывалась в значительной степени под влиянием арабско-мусульманской культуры, причем степень этого влияния различна по разным группам данного народа. Несомненное воздействие оказало на нее и местное население — народы волоф, серер, мавры, сонинке, хауса и др. В антропонимии фульбе нашли свое отражение черты традиционной социальной организации. Это, во-первых, кастовая иерархия, которая в современном обществе, конечно, не находит официального подтверждения, однако до сих пор жива в сознании людей. Во-вторых, это система взаимоотношений (называемых дендирагаль и дендирагу), которые в свое время французскими исследователями были охарактеризованы как отношения «шуточного родства».

Антропонимическая модель фульбе включает три элемента, или класса имен: 1) индивидуальное имя (innde), 2) прозвище (sowoore) и 3) родовое имя (yettode).

Индивидуальное имя, или, как его называют фульбе, «большое имя», «книжное имя», человек получает во время обряда наречения. Ребенок, еще не имеющий имени, воспринимается фульбе как нечто неодушевленное, и, говоря о нем, употребляют местоимение, не относящееся к категории людей.

В фула существует даже специальное слово для обозначения ребенка, еще «не ставшего человеком», — кун-Санфа. Это слово, имеющее явно уничижительный оттенок, можно описательно перевести как «нечто маленькое, принадлежащее Санфе» (Санфа — собственное имя нефульбского происхождения).

Церемония наречения происходит на седьмой день после рождения ребенка. Важным моментом обряда является то, что имя выбирает отец или какой-либо представитель семьи отца.

Индивидуальное имя может быть как кораническим, так и фульбским. Число первых очень ограниченно. Фульбе дают кораническое имя в соответствии с календарем, т. е. каждому дню недели соответствует свой список, из которого выбирается имя. Так, список имен, приходящихся на субботу, предлагает для мальчиков следующие имена: Абдуллай, Абдурахман, Абдулкерим; для девочек — Фатимата и Дженаба. Название любого дня недели, кроме вторника, который считается роковым у фульбе, может быть именем, причем как мужским, так и женским. У фульбе такие имена обычно давались пленникам и рабам.

Фульбские имена имеют апеллятивное происхождение. Они могут быть описательными, отражающими какую-либо черту внешности ребенка (Муллель «толстенький»), или содержащими намек на какие-либо приметы, обстоятельства, связанные с рождением младенца (Моняльби «родившийся, когда отелилась корова»). Встречаются апеллятивные имена, восходящие к названиям животных и растений. Именем могут служить также топонимы и этнонимы (Фута, Пулло). В наивной надежде «обмануть злых духов» родители могут дать ребенку имя, относящееся к так называемым обманным именам, или «именам-оберегам» (Джеджитадо «забытый»). Однако эти имена становятся все более редкими; в некоторых группах фульбе они превращаются в прозвища.

Широко распространены в антропонимии фульбе так называемые порядковые имена, т. е. присваиваемые в соответствии с порядком (очередностью) появления ребенка на свет в семье. Так, фульбе, живущие в Сенегале, называют первого сына Дико, второго — Самба, третьего — Демба, четвертого — Иеро, пятого — Пате; первую дочь — Дико, вторую — Кумба, третью — Пенда, четвертую — Тако, пятую — Дадо. Как следствие распространенных ранее полигамных браков, а также относительной простоты процедуры развода у отца и у матери мог быть свой счет детям. В результате одного и того же ребенка могли назвать, например, отец — Самба, мать — Демба.

По мнению некоторых исследователей фульбе, имена этого типа восходят к прозвищам. У водабе (группа восточных кочевых фульбе), которые в повседневной жизни вообще не употребляют индивидуальных имен, порядковые имена не встречаются, а джафун (тоже восточные кочевые фульбе) употребляют их в качестве текнонимов для обозначения братьев отца и сестер матери. У фульбе Гвинеи порядковые имена традиционно были именами рабов. Порядковое имя может стать индивидуальным, если присваивается во время обряда наречения. Характерно, что появились специальные прозвища, служащие для замены индивидуальных имен этого типа.

Фульбе охотно называют ребенка в честь какого-либо человека, умершего или живущего1. Фульбе-мусульмане предпочитают давать имя в честь прославленного предка. Среди западных фульбе есть семьи, — как правило, наиболее знатные, ревностно относящиеся к своей генеалогии, — в которых детям дают имена согласно особому, для каждой семьи своему, именнику, увековечивающему память «выдающихся» предков. Это тоже своего рода порядковые имена. Так, в семье Уан (Сенегал) первого сына называют Махмуду, первую дочь — Раки, второго сына — Ахмаду Моктар, вторую дочь — Куро, третьего сына — Бирам, третью дочь — Дефа.

Нередко ребенка называют именем живущего человека, которым может быть здравствующий друг семьи, родственник и даже иноземец, но обязательно богатый, удачливый человек. Имя в таких случаях служит своего рода талисманом, который должен перенести качества и удачу эпонима на именуемого и обеспечить последнему успех в жизни2.

У фульбе имя, присваиваемое ребенку (сыну), не может совпадать с индивидуальным именем отца, что имеет большое социальное значение в фульбском обществе, в котором передача всех прав осуществляется от отца к сыну. В силу существования в некоторых семьях правил, строго регламентирующих выбор имени, ребенок может оказаться тезкой своего отца. В таких случаях сын начинает носить свое имя только после смерти отца. Фульбе полагают, что назвать сына именем отца — значит принести последнему несчастье.

У урубе (западные фульбе из рода Ба) зафиксирован факт существования двух индивидуальных имен, одно из которых является «отцовским», т. е. употребляющимся в генеалогии рода отца, другое — «материнским», т. е. именем, фигурирующим в генеалогии рода матери.

В повседневной жизни индивидуальное имя употребляется сравнительно редко, что объясняется рядом причин. Среди многих групп фульбе до сих пор существует обычай скрывать «большое имя». По представлениям фульбе, имя является неотъемлемой частью личности человека; именно знание этого имени необходимо колдуну для осуществления магических операций, цель которых — нанести вред его носителю. Некоторые группы фульбе, например водабе Нигера, вообще не употребляют индивидуальное имя в обычной жизни. «Большое имя» является объектом многочисленных запретов, касающихся отношений некоторых родственников: это прежде всего отношения «жена-муж», а также перекрестные отношения жены и мужа, с одной стороны, и их родителей — с другой. В данном случае индивидуальное имя уступает место прозвищу либо термину родства.

Запрет произносить имя распространен и на тезок именуемого. Так, жена говорит в таком случае: «тезка моего мужа» и т.п. Необходимо также отметить, что часто «большое имя» не обеспечивает полноты идентификации человека в обществе, что связано, во-первых, с немногочисленностью коранических имен, являющихся, пожалуй, самыми распространенными среди фульбе, даже кочевников, и, во-вторых, с существующими в некоторых семьях правилами, определяющими выбор имени. Отсюда становится понятной важная роль прозвища, служащего дополнительным идентифицирующим знаком человека.

Прозвище нередко заменяет индивидуальное имя. Более того, у фульбе оно может быть частью официального именования человека. В течение всей жизни человек может получить несколько прозвищ. У кочевых фульбе один человек может иметь до шести имен и прозвищ. Существует несколько категорий прозвищ, различающихся содержанием и по-разному функционирующих в различных группах фульбе.

К первой категории следует отнести прозвища, которые ребенок получает от отца или матери или же от какого-либо родственника сразу после рождения. Это прозвища, имеющие или утратившие магическое значение; их обозначение в языке фула производно от глагола со значением «произносить магические слова с целью предохранения от опасности». Таковы, например, «прозвища-пожелания» типа Селлу «будь здоров», Бой «живи долго» (у фульбе Гвинеи). Сюда же следует отнести описательные прозвища: Модундехи «родившийся под деревом дундехи», Джахо «родившийся после возвращения скота» (у водабе Нигера).

У кочевых фульбе существуют прозвища, которые ребенок получает в связи с переходом в новую возрастную группу. Прозвища этого типа ребенок получает через несколько лет после рождения, во-первых, от своих родственников, с которыми состоит в отношениях второй ступени родства (дедушек, бабушек, двоюродных братьев и сестер). Такие имена, как правило, содержат шутливый намек на внешность ребенка: Ндото «толстый, как старик», Нофура «большие уши» (у водабе Нигера). Во-вторых, ребенок может получить прозвище от своих сверстников; источником своеобразных юмористических имен служат для мальчиков особенности их скота, а для девочек — их внешность: Мбульди «бык с белым лбом», Мосайдо «та, которая улыбается», Няльга «отвратительная и мрачная, как 26-е число месяца» (у водабе Нигера).

Для оседлых фульбе характерны особые, распространенные в их среде категории прозвищных имен. Кораническим именам соответствуют две группы прозвищ. Первые представляют собой искажение арабских имен, что есть один из способов создания эвфемистических имен. Так, Бубакару соответствует фульбская форма Бокар (Бакар), Ибрахима — Сори и т.д. Подобные прозвища могут входить в качестве постоянного компонента в официальное именование человека (Ибрахима Сори Диалло); они могут стать индивидуальным именем, если присваиваются при обряде наречения. Иногда трудно провести грань между прозвищем указанного типа и усеченной формой имени, очень распространенной, особенно среди западных фульбе: Силе — от Сулейман, Усу — от Усмани, Раби — от Рабиата и т.д. Помимо усеченных форм в повседневной жизни фульбе часто употребляют формы с оценочными суффиксами: от имени Бубакар — Бокарель «малыш Бокар», Бокараль «толстяк Бокар», Бокаройе «дорогой Бокар» и т.п.

Вторая группа прозвищ, соответствующих кораническим именам, включает имена, восходящие к исторической формуле эпонима или содержащие разъяснения относительно эпонима. Так, имени Ибрахим может соответствовать прозвищное имя Калиллулай, представляющее собой титул, с которым имя Абрахам употреблено в коране; имени Бубакар соответствует прозвище Сидики — от имени первого халифа Абу Бакр ас-Сиддик. Прозвищем для имени Айсату может быть Чубадо «избранница», для имени Амината — Колладо «та, которую бог облек своим доверием» и т.д.

Многим фульбским именам соответствуют свои прозвища, заменяющие их. Так, порядковые имена могут заменяться на прозвища, представляющие собой, так сказать, прозвища второй степени, например Чилаль «большой ястреб» для имени второго сына — Самба. В семьях, в которых выбор имени регламентируется обычаем, существуют свои списки прозвищ этого типа.

К классу прозвищ относятся также чрезвычайно распространенные среди фульбе-мусульман почетные титулы, присваиваемые человеку в соответствии с его успехами в освоении богословских наук. Таковы титулы моди, карамоко, альфа, тьерно. Титул всегда предшествует индивидуальному имени. Он может меняться на протяжении жизни человека. Так, человек, которого звали Моди Ибрахима Бари, получил впоследствии титул альфа и стал именоваться Альфа Ибрахима Бари. Совершивший паломничество в Мекку прибавляет к своему имени титул аль-хаджи (хаджа — для женщины). Самым высоким титулом является уже не встречающийся сейчас титул валийу «святой». У восточных фульбе-мусульман частыми являются хаусанские титулы, например малам. Почетный титул, за исключением валийу, может стать индивидуальным именем, поскольку ребенка нередко называют в честь человека, носящего титул. Титул моди получил новую функцию: он употребляется в значении «господин», причем, как и все почетные титулы, предшествуя индивидуальному имени (иногда прозвищу), но не родовому имени: Моди Ибрахима, Моди Салиу и т.д. Слова, которое употреблялось в значении «госпожа», у фульбе не существует.

И, наконец, большую группу составляют именования по происхождению, обычно замыкающие формулу именования: 1) топонимы, которые часто примыкают к индивидуальному имени или прозвищу посредством относительного местоимения мо со значением «тот, который из...» (Тьерно Мухаммаду Самба Момбейа, Альфа Умару мо Лабе); 2) этнонимы (Ибрахима Мандинка, Тьерно Сайку Манда); 3) так называемые филиационные имена, указывающие на принадлежность человека к семье отца (Умару Сорийя, Мооди Бакар Селейя). Как свидетельствуют фульбские хроники, охватывающие период в два-три столетия, топонимы и почетные титулы являлись одним из наиболее частотных компонентов старинной антропонимической модели фульбе-мусульман.

У западных фульбе существует обычай дополнять индивидуальное имя человека именем его отца и даже деда, а иногда и прадеда, что представляет собой один из способов возвеличивания человека. Имя отца может либо отделяться от индивидуального имени именуемого с помощью или того же относительного местоимения мо, или слова гедаль «сын», либо примыкать непосредственно к имени (Бадемба мо Альфа Иссака, Альфа Салиху гедаль Карамоко Альфа, Бальде Умар Маммаду; в каждом примере на последней позиции — имя отца). У некоторых фульбе индивидуальное имя может дополняться именем матери — Галаджо Табара (Табара — имя матери).

Третий класс антропонимов представлен родовым именем, указывающим на принадлежность именуемого к роду отца. Это тоже один из типов филиационных имен, однако в отличие от филиационных прозвищных имен это наследственное, неизменное имя, т. е. передающееся от отца к сыну и являющееся обязательным компонентом именования человека. Родовое имя сопутствует человеку в течение всей его жизни. Женщина, выходя замуж, сохраняет родовое имя отца. Данное имя, восходящее к глаголу со значением «приветствовать», «оказывать почтение», воспринимается фульбе как почетное имя, служащее для выражения уважения к человеку. Этот класс имен существует только у западных фульбе. Характерно, что у восточных фульбе, не знающих родового имени, слабо развито сознание своей принадлежности к какому-либо роду.

У фульбе Гвинеи существуют всего четыре родовых имени, соответствующие четырем большим патрилинейным группам: Диалло, Ба (или Бальде), Бари и Со. У фульбе и тукулеров Сенегала таких имен несколько больше, это — Ли, Ван, Саль, Дя, Таль и др. Судя по фульбским хроникам, в прошлом родовое имя употреблялось относительно редко.

Если еще 50-60 лет тому назад исследователи фульбе трактовали это имя как почетное, как «формулу приветствия», то современные фульбе воспринимают его как фамилию. Возможно, в данном случае сказалось французское влияние: французы выделяли родовое имя, употребляя его в официальных документах в качестве фамилии, причем как в начале, так и в конце именования. В 1973 г. в Гвинее был принят специальный закон, предписывающий помещать фамилию (т.е. родовое имя) в конце именования.

В целом у фульбе нет единой устойчивой антропонимической модели. Антропонимия существующих групп фульбе отражает различные этапы развития АМ. Применительно к западным фульбе можно говорить о появлении относительно устойчивой модели, о чем свидетельствуют, например, материалы современных газет. У западных фульбе АМ включает два или три элемента: индивидуальное имя и родовое имя (Салиу Со, Бубакар Ба); индивидуальное имя, прозвище и родовое имя, либо два индивидуальных имени и родовое имя (Маммаду Бой Бари, Умар Секу Бари). Нередко употребление почетных титулов. Формула именования восточных фульбе, даже одного и того же человека, может иметь самый разнообразный вид. Основу ее составляют индивидуальное имя и прозвище (прозвища); в среде мусульман велик процент почетных титулов и топонимов: аль-Хадж Бакари Хама Ауди «аль-Хадж Бакари старший сын по прозвищу ’семена’», аль-Хадж Ибрахим Йола «аль-Хадж Ибрахим из Йолы».

Компоненты АМ фульбе нередко трудно поддаются классификации. Это объясняется, во-первых, отсутствием специальных антропонимических формантов; нет даже формантов для различения мужских и женских имен; во-вторых, тем, что порядок членов именования, как правило, лишен информации; и, наконец, в-третьих, высокой степенью подвижности компонентов, относительной легкостью перехода антропонимов из одного класса в другой. Пестрота и неустойчивость, свойственные антропонимии фульбе, свидетельствуют, видимо, о том, что эта система имен находится в состоянии становления.

1 На Фута-Джаллоне (Гвинея) даже говорят: «Дети носят чье-нибудь имя».
2 Латье (одна из групп западных фульбе) говорят: «Ребенок носит имя наиболее влиятельного и богатого родственника, следует избегать давать имя ’неудачника’».

↑ Наверх