ЭтикетПриродаПсихологияИменаСтихиЗагадкиЁжефоткиЕщё ▾
РассказыБессмыслицыХозяюшкаЗдоровье

Эве

 ← Поделиться

Эве — один из народов Западной Африки. Проживают эве в юго-восточной части Ганы и юго-западной части Республики Того. Общая численность эве — более 3 млн. человек. Язык эве относится к языкам ква (гвинейским), которые входят в нигеро-кордофанскую семью языков. Эве родственны народностям Гвинейского побережья Западной Африки — акан, га, йоруба и др., поэтому у них есть много общего в культуре, в том числе в обычаях и традициаях, связанных с наречением имени.

Эве, как и перечисленные народы, в значительной степени сохранили традиционную антропонимию. У каждого эве несколько имен, употребляемых в различных ситуациях: родовое, или общесемейное, имя, полученное при обрядах инициаций, крещения и т.д. Родовое, или общесемейное, имя, если оно сохранилось, как правило, имеет тотемный характер. Собственное имя дается обычно в честь умершего предка, чаще всего деда или бабки, с целью возрождения души умершего предка в облике родившегося ребенка. Именем отца называют только в случае его смерти до рождения ребенка (или вскоре после рождения).

Существуют определенные церемонии наречения имени. На шею ребенка надевают специальные амулеты, нарекающий ребенка родственник (чаще всего отец или дед) должен окропить его водой, произнося соответствующие заклинания. Родственники и гости обязаны одарить новорожденного и его мать, а родители, в свою очередь, устроить угощение. Наречение близнецов происходит в соответствии со специальным обрядом.

После рождения первенца часто называют родителей «отец такого-то», «мать такого-то», например: Комлато «отец Комла», Комлано «мать Комла».

Согласно легендам эве, в прежние премена правом нарекать новорожденного ребенка обладал только вождь. Понесла одна женщина своего сына к вождю. По дороге мальчик вдруг сам изрек свое имя, а затем объявил, что он умнее вождя. Прознал про это вождь и задумал убить мальчика, но мальчик, разгадав злые умыслы вождя, перехитрил его. Признав свое поражение, вождь разрешил всем родителям самим нарекать своих детей.

В добавление к именам, даваемым в честь предков или родственников, у эве существуют имена, определяемые названием дня недели, в который родился ребенок. Так, родившийся в воскресенье (квасида) получает имя Кваси, женский вариант — Аксиоба, уменьшительное для лиц обоего пола — Авуси; родившийся в понедельник (джода) — Квадзо, женский вариант — Адзоба, уменьшительное — Адзо; во вторник (брада) — Кобла (Кобра), женский вариант — Абра, уменьшительное — Абла; в среду (куда) — Кваку, женский вариант — Акуба, уменьшительное — Аку; в четверг (явода) — Яо, женский вариант — Яа, уменьшительное — Або; в пятницу (фиди) — Кофи, женский вариант — Афиба, уменьшительное — Афи; в субботу (мемледа) — Квама, женский вариант — Ама, уменьшительное — Аме. Эти имена у эве, как и у народов Гвинейского побережья, чрезвычайно широко распространены.

В именах нередко отражается очередность появления детей в семье. Первенца зовут Фоли (Фели, Фое), женский вариант — Агое; второго — Дза, женский вариант — Гбо; третьего — Менса (Банса), женский вариант — Бианса (Биа); четвертого — Кваку, женский вариант — Ньогари (Ньога).

Имена могут быть даны в честь какого-нибудь события или каких-либо обстоятельств, соотносимых со временем рождения младенца, например: Авиово «рожденный в радости», Авифа «радость дома», Авадзи «рожденный во время войны», Фуну Фуси «дитя печали», Йогбе «рожденный в день смерти родственника» и т.д.

Имена могут даваться также в честь кого-либо, кто наделен различными достоинствами — умом, силой, храбростью, красотой и пользуется всеобщим почетом и уважением. Такие имена называются момефиа, т.е. «почетные», например, имя Кракам дано в честь вождя, который отличился особой смелостью во время войн с ашанти.

Существует еще несколько категорий имен, которые даются в определенных случаях. Так, например, если при рождении близнецов один умирает, второму обязательно дадут одно из имен, «отвлекающих, отпугивающих смерть» (дзикудзику): Цову «пусть смерть унесет и этого ребенка», Кувотсо «ничего не поделаешь, если смерть возьмет и этого ребенка». Имена дзикудзику могут быть даны также в случае смерти предыдущих братьев и сестер новорожденного: Кудего «принесенный для смерти на берег», Бленьегбе «появившийся для того, чтобы снова уйти» и т.д. Если родители опасаются за жизнь ребенка, то с целью «отпугнуть смерть» ему могут дать имя, символизирующее какой-нибудь неодушевленный предмет, например Ати «дерево».

Особенно распространены у эве прозвища. Их у человека может быть несколько. Одни прозвища со временем исчезают, другие сохраняются надолго, заменяя собственное имя человека.

Согласно религиозным представлениям эве, имя, данное человеку, особенно в честь предка, является священным, и произносить его надо с осторожностью, чтобы не навлечь беды на его обладателя: нельзя произносить имя человека, с которым ссоришься, нельзя обращаться по имени во время сражений, тяжелой работы, состязаний, игр и т.п. В таких случаях употребляются прозвища. Если собираются люди, незнакомые друг другу, то каждый называет свое прозвище или прозвище назовет тот, кто уже был знаком с данным человеком. В прозвищах чаще всего отражаются личные качества человека, черты его характера, например Влаввлавла «быстро бегающий» и т.д.

Нередко прозвище содержит целевую пословицу или поговорку: Еметоменьо «Ему нравится только свое», Дадивену афи мате кпо «Мышь не играет с кошкой». Иногда первоначальный смысл пословицы или поговорки теряется, поскольку от нее остается одно какое-нибудь слово, например, Агвока «разорванная веревка» (такое прозвище дается злым детям) или Коло «битая посуда» (такое прозвище давалось неряхам).

Некоторые имена соотнесены с определенными культами. Мальчика, из которого хотят впоследствии сделать служителя какому-нибудь фетишу (тро), назовут Клу, девочку — Коси. Много имен связано с верховным божеством Маву, например: Мавуве «ребенок, названный в честь Маву», Мавуси (Коси Маву) «служанка Маву», Мавувену «ребенок — собственность Маву».

Имена, полученные во время обрядов инициаций, которые раньше должны были проходить все члены общества, являются негласными, и их знает только узкий круг посвященных лиц.

После введения христианства с обрядом крещения стали входить в обиход европейские имена и фамилии, которые, однако, не вытеснили традиционные имена. В официальных документах, как правило, фиксируются имена, полученные при крещении, и собственные традиционные имена.

↑ Наверх