ЭтикетПриродаПсихологияИменаСтихиЗагадкиЁжефоткиЕщё ▾
РассказыБессмыслицыХозяюшкаЗдоровье

Высшая нервная деятельность

 ← Поделиться

Материалистическое учение о высшей нервной деятельности создал советский физиолог И. П. Павлов. Он определил высшую нервную деятельность как деятельность мозга, обеспечивающую «нормальные сложные отношения целого организма к внешнему миру». Таким образом, приспособительное (адаптивное) значение этой формы поведения заключается в формировании индивидуальных реакций животных и человека на изменяющиеся условия среды.

Проявлением высшей нервной деятельности у человека являются многочисленные осознаваемые и неосознанные условные рефлексы, возникающие и исчезающие в течение жизни, а также ощущения, восприятия, воображение, память, мышление, чувства, воля и другие психические процессы и состояния. У человека они тесно связаны с речью. Индивидуальные особенности высшей нервной деятельности сказываются на темпераменте, характере, способностях человека.

В основе учения о высшей нервной деятельности лежит открытие И. П. Павловым явления условных рефлексов (приобретенных в процессе жизни) в отличие от безусловных (врожденных). Это открытие явилось результатом развития идей И. М. Сеченова о рефлекторной деятельности мозга и дало возможность изучать работу головного мозга объективными — экспериментальными — методами. Работы И. П. Павлова и его последователей подтвердили ленинское положение о том, что психика есть функция того особенно сложного куска материи, который называется мозгом человека.

И. П. Павлов сформулировал три основных принципа работы головного мозга позвоночных.

1. Принцип структурности. Психическая функция любой степени сложности осуществляется отделами головного мозга.

2. Принцип детерминизма. Любой психический процесс — ощущение, воображение, память, мышление, сознание, воля, чувства и другие — есть отражение материальных событий, происходящих в окружающем мире и в организме. Именно эти материальные явления в итоге определяют поведение. У животных такими причинами могут быть потребности в пище, воде, безопасности, в продолжении рода и т. д. (см. Поведение животных). У человека появляются еще и социальные потребности в труде, общении, занятиях литературой, наукой, искусством и др. Если потребности животных ограничены их наследственными особенностями, то потребности человека определяются не только природными факторами, но и человеческим трудом, создающим новые и новые продукты потребления.

3. Принцип анализа и синтеза. Сложные предметы и явления действительности воспринимаются обычно не целиком, а по отдельным признакам. Раздражители, воздействуя на рецепторы соответствующих органов чувств, вызывают потоки нервных импульсов. Они поступают в мозг и там синтезируются, в результате чего возникает целостный субъективный образ. Эти образы составляют своеобразную модель окружающей обстановки и дают возможность ориентироваться в ней.

Исследования высшей нервной деятельности показали, что работа мозга проявляется в процессах возбуждения и торможения. Раздражитель, вызвавший процесс возбуждения, вызывает деятельность органов; раздражитель, вызвавший процесс торможения, прекращает ее. Исследования ученых показали, что процессы возбуждения и торможения взаимосвязаны. Возбуждение связано с передачей нервных импульсов по нейронным цепям, торможение — с прерыванием потока нервных импульсов в одном из звеньев такой цепи.

Иррадиация (1, 2) и концентрация (3, 4) процесса возбуждения.Иррадиация (1, 2) и концентрация (3, 4) процесса возбуждения.
↑ Наверх