ЭтикетПриродаПсихологияИменаСтихиЗагадкиЁжефоткиЕщё ▾
РассказыБессмыслицыХозяюшкаЗдоровье

Гигиена школьника

 ← Поделиться

Гигиена — область медицины, изучающая влияние природной среды, быта и труда на организм человека с целью охраны его здоровья. Каждый человек должен знать правила гигиены. Она включает соблюдение рационального суточного режима, уход за кожей и полостью рта, правильное питание, закаливание, физкультуру, отказ от вредных привычек.

Правила личной гигиены определяются возрастом, полом, состоянием здоровья.

Наш организм приспособлен к ритмичной работе (см. Биологические ритмы). Мы встаем и ложимся спать, занимаемся, трудимся, едим и отдыхаем приблизительно в одно и то же время; в нервной системе формируется динамический стереотип — система условно-рефлекторных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой (см. Высшая нервная деятельность). Это повышает работоспособность, улучшает самочувствие и способствует полноценному отдыху. Режим дня надо строить с учетом возраста.

Вставать следует в одно и то же время, не позднее 7 ч, и начинать день с утренней гигиенической зарядки, цель которой — ускорить переход от сна к бодрствованию. Упражнения, требующие большой физической силы и выносливости, в нее включать не следует. Так как в течение дня работоспособность человека меняется, наиболее ответственную и напряженную работу, в том числе и спортивные тренировки, лучше планировать от 10 до 13 и от 16 до 20 ч, когда она наиболее высокая.

Очень важно тщательно умываться, принимать душ утром и вечером. Каждый человек в доме должен иметь свое полотенце, пасту, зубную щетку. Зубы надо чистить каждый день. Особого внимания требует уход за руками. Наибольшее количество болезнетворных микробов скапливается под ногтями. Там могут оказаться и яйца гельминтов (глистов), поэтому ногти надо регулярно стричь и вычищать грязь под ногтями специальной щеткой. Умываться лучше проточной водой. Общий таз для мытья использовать нельзя: можно заразиться чесоткой, желудочно-кишечными и другими заболеваниями.

Одежда должна соответствовать погоде. В холодное время года она должна быть теплой, но кутаться не следует. Слишком теплая одежда приводит к перегреву организма.

Обувь должна быть легкой, эластичной, хорошо вентилируемой и правильно подобранной по ноге. При длительном использовании узкой обуви пальцы стопы деформируются, появляются потертости и мозоли. На тренировках, в туристских походах надо носить разношенную и прочную обувь, следить, чтобы она не промокала, а носки оставались сухими. В резиновые тапочки и кеды необходимо подкладывать войлочную стельку и надевать шерстяные носки.

Дорога в школу для многих — хорошая прогулка. Поэтому всегда стоит иметь небольшой запас времени.

Работа в школе и дома часто связана с чтением и письмом, поэтому следует соблюдать гигиену зрения. Все необходимое для работы должно быть приготовлено заранее, каждая вещь должна быть на своем месте.

Учеба не только дает знания, умения, навыки, но и тренирует физические и умственные способности, совершенствует память, воображение, мышление, волю, чувства, готовит к труду. Для любой работы, физической и умственной, характерны три периода. Первый период — врабатывание, когда человек приступает к работе. Второй — оптимальная работоспособность (адаптация), когда человек работает с полной отдачей сил. Третий период — истощение: вследствие утомления происходит падение производительности труда. Важно сократить первый и третий периоды и возможно дольше продлить второй. Поэтому в работу надо включаться постепенно. Во время периода врабатывания не рекомендуется делать перерывы и отвлекаться от занятий даже тогда, когда работа не получается сразу. После каждого перерыва работа снова и снова начинается с периода врабатывания, и период оптимальной работоспособности может не наступить, сразу наступит период истощения. Имея это в виду, советский физиолог А. А. Ухтомский заметил, что мы часто устаем не потому, что много работаем, а потому, что плохо работаем.

Изменение производительности труда в разные периоды деятельности.Изменение производительности труда в разные периоды деятельности.

Примерный режим дня школьников, занимающихся в первую смену

(начало занятий в 8 ч 30 мин)

Вид занятий и отдыха 11–13 лет
(5—7-й классы)
14–17 лет
(8—10-й классы)
Подъем7:007:00
Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет 7:00–7:30 7:00–7:30
Завтрак 7:30–7:50 7:30–7:50
Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий 7:50–8:20 7:50–8:20
Занятия в школе 8:30–14 ч 8:30–14:30
Горячий завтрак в школе или фруктыОколо 11чОколо 11ч
Дорога из школы или прогулка после занятий 14:00–14:30 14:30–15:00
Обед 14:30–15:00 15:00–15:30
Прогулка, игры или занятия спортом на воздухе 15:00–17:00 15:30–17:00
Полдник 17:00–17:15 17:00–17:15
Приготовление домашних заданий 17:00–19:30 17:00–20:00
Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, дополнительные занятия иностранным языком) 19:30–21:00 13–15 лет: 20:00–21:30
16–17 лет: 20:00–22:00
Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия — чистка одежды, обуви, умывание) 21:00–21:30 13–15 лет: 21:30–22:00
16–17 лет: 22:00–22:30
Сон 21:30–7:00 13–15 лет: 22:00–7:00
16–17 лет: 22:30—7:00

Примерный режим дня школьников, занимающихся во вторую смену

(начало занятий в 14 ч)

Вид занятий и отдыха 11–13 лет
(5—7-й классы)
14–17 лет
(8—10-й классы)
Подъем7:007:00
Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет 7:00–7:30 7:00–7:30
Первый завтрак 7:30–7:50 7:30–7:50
Прогулка на свежем воздухе 7:50–8:20 7:50–8:20
Приготовление домашних заданий 8:20–11 ч 8:20–11:30
Второй завтрак или фруктыОколо 11:00Около 11:00
Свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, ручной труд, помощь семье, дополнительные занятия иностранным языком) 11:00–11:30 11:30–12:00
Прогулка или игры и спорт на воздухе 11:30–13:00 12:00–13:00
Обед 13:00–13:30 13:00–13:30
Дорога в школу или прогулка перед занятиями 13:30–14:00 13:30–14:00
Занятия в школе 14:00–19:30 14:00–20:00
Полдник в школе 15:45–16:00 15:45–16:00
Дорога домой или прогулка после учебных занятий 19:30–20:00 20:00–20:30
Ужин и свободные занятия, прогулка, игры или занятия спортом на свежем воздухе 20:00–21:00 13–15 лет: 20:30–21:30
16–17 лет: 20:30–22:00
Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия — чистка одежды, обуви, умывание) 21:00–21:30 13–15 лет: 21:30–22:00
16–17 лет: 22:00–22:30
Сон 21:30–7:00 13–15 лет: 22:00–7:00
16–17 лет: 22:30–7:00
↑ Наверх