ЭтикетПриродаПсихологияИменаСтихиЗагадкиЁжефоткиЕщё ▾
РассказыБессмыслицыХозяюшкаЗдоровье

Олимпиады биологические

 ← Поделиться

В 1951 г. на биолого-почвенном факультете Московского государственного университета прошла первая в нашей стране биологическая олимпиада. В ней участвовали школьники Москвы. Соревнования юных биологов проводились в два этапа. Первый — письменный ответ на 10 сложных вопросов, требующих большой эрудиции и знаний. Победители первого этапа должны были показать практические навыки: ознакомившись с коллекциями растений и животных, надо было ответить на 10 устных вопросов. «Дерзайте ныне ободренны раченьем вашим показать, что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать...» — эти слова великого русского ученого М. В. Ломоносова — девиз первой биологической олимпиады — стали теперь девизом всех олимпиад, в которых участвуют юные ботаники, зоологи, агрономы, почвоведы, микробиологи, растениеводы.

Нынешние биологические олимпиады — широкий смотр знаний и практических навыков школьников, увлеченных наукой о живом. Продолжаются ежегодные олимпиады московских школьников в МГУ, их организуют преподаватели биологического факультета, Московский городской институт усовершенствования учителей, Совет по работе с молодежью Московского городского общества охраны природы. Биологические олимпиады проходят по всей стране. Первый этап — школьная олимпиада, второй — районная, затем — областная и заключительный этап — зональная. Победители зональных олимпиад в Российской Федерации собираются на Всероссийскую биологическую олимпиаду школьников. Первая Всероссийская биологическая олимпиада состоялась в г. Барнауле в 1981 г.

В биологических олимпиадах может принять участие каждый школьник 6–10 классов. Победители олимпиад демонстрируют знания по биологии, далеко выходящие за рамки школьных учебников, практические навыки, приобретенные упорным трудом на пришкольном участке, в школьном лесничестве и т. д.

Так же как биологические олимпиады в МГУ, зональные олимпиады проводятся в два этапа. Первый тур — ответы на 5—6 письменных вопросов, второй тур практический: участники олимпиады работают в биологических кабинетах, где собраны разнообразные коллекции, проводятся различные опыты. Здесь жюри ждет от ребят устных ответов на самые разные вопросы, связанные с зоологией, ботаникой, общей биологией.

Победители олимпиад награждаются грамотами, призами.

И наверное, каждому из участников олимпиады интересно встретиться со столь же эрудированным, хорошо подготовленным юным биологом, как он сам: ведь соревнование не только спор за победу, но и обмен опытом, совместное движение вперед.

ПРОВЕРЬТЕ СВОИ ЗНАНИЯ

Участие в биологической олимпиаде — хорошая проверка ваших знаний. Но чтобы добиться успеха в этом соревновании, нужно основательно подготовиться. Недостаточно знать материал учебника, необходимо много читать по различным вопросам биологии и смежных с нею наук, уметь вести наблюдения в природе, а главное — размышлять, самостоятельно сопоставлять, обобщать известные вам факты. Именно такого творческого подхода требуют вопросы, которые задаются школьникам старших классов на биологических олимпиадах Московского государственного университета. Предлагаем и вам подумать над некоторыми из них:

1. Известно, что содержание углеводов в листьях и клубнях растений составляет до 90% сухого веса, в клетках мышц и печени животных — до 5%, а в прочих клетках животных — до 1%. Чем можно объяснить такую разницу? Какова биологическая функция этих углеводов?

2. У многих певчих птиц есть сложная видовая песня и, кроме того, набор простых коротких сигналов, зачастую сходных у разных видов. Какова роль того и другого типа сигнализации в жизни птиц?

3. Почему в природе гибриды между различными видами растений встречаются чаще, чем между различными видами животных?

4. Какие эксперименты надо поставить, чтобы выяснить, обусловлено ли сходство в окраске ос и осовидных мух мимикрией, или же мы тут имеем дело с явлением того же порядка, как в случае сходства окраски тигра и зебры?

5. У «карликовых» пород многих домашних животных масса тела в десятки раз меньше, чем у их диких предков, тогда как «гигантские» породы превышают предков по массе тела всего в 2 —3 раза. Почему не выведены «гиганты», которые были бы крупнее предков во столько же раз, во сколько «карлики» мельче?

6. Какие приспособления имеют ночные насекомые для защиты от летучих мышей?

7. Природным резервуаром вируса американского лошадиного энцефалита являются птицы (около 90 видов). В большинстве случаев болезнь у птиц протекает в скрытой форме, а домовые воробьи и фазаны от нее погибают. Чем можно объяснить такое исключение?

8. Остатки каких групп организмов используются для установления возраста слоев земной толщи? Какими особенностями должны обладать эти организмы?

9. Какие вы могли бы предложить опыты, чтобы определить, как муравьи находят дорогу домой?

10. На некоторых участках степных заповедников регулярно выкашивают траву. Не нарушается ли при этом принцип охраны природы в заповедниках? Ответ объясните.

11. Синантропные насекомые (тараканы, сверчки, домовый муравей, чешуйница) жили раньше и могут жить сейчас в природных условиях, вдали от человеческого жилья. Какие особенности биологии и строения этих насекомых позволили им найти благоприятные условия в жилище человека?

12. Известно, что у некоторых животных (зайцы, киты и др.) молоко очень жирное, а у других (например, обезьяны, волки) — нет. Объясните этот факт.

Теперь несколько интересных вопросов по эволюционной теории:

1. Как объяснить, что у домашних животных более разнообразная окраска, чем у их диких предков?

2. Какие щенки лучше поддаются цирковой дрессировке: те, чьи предки в течение ряда поколений выступали в цирке, или те, чьи предки несли сторожевую службу? Ответ поясните.

3. Щенкам спаниелей и фокстерьеров в раннем возрасте подрезают хвосты, чего не делают со щенками сеттеров и овчарок. У спаниелей и фокстерьеров щенки с укороченными хвостами рождаются чаще, чем у сеттеров и овчарок. Как это можно объяснить?

4. Зависит ли скорость увеличения числа видов в процессе эволюции некоторого исходного вида от размеров животного? Ответ поясните.

5. Покровительственная окраска насекомых уменьшает вероятность их гибели от хищников, в то же время они в большом числе гибнут от воздействия паразитов. Почему в ходе эволюции не выработались приспособления, которые столь же эффективно защищали бы насекомых от паразитов, как покровительственная окраска от хищников?

6. Установлено, что: 1) в районе совместного обитания двух конкурирующих видов бокоплавов (вида А и вида Б) самцы вида А часто спариваются с самками вида Б; 2) вид Б в этом районе вытесняется видом А. Может ли существовать связь между этими двумя фактами?

7. Какие сходные приспособления выработались у позвоночных и беспозвоночных животных в связи с выходом на сушу?

8. Можно ли ожидать исчезновения из популяции болезни, обусловленной рецессивным геном, если особи, пораженные этой болезнью, не дают потомства?

9. Чем объясняется способность многих микроорганизмов быстро приспосабливаться к разным условиям окружающей среды?

10. Требуется выяснить филогенетические связи трех видов тюленей: байкальской нерпы, каспийского тюленя и кольчатой нерпы, обитающей в Северном Ледовитом океане. Какие методы выявления родственных связей между этими тремя видами вы можете предложить?

11. Нередко ученые или писатели-фантасты для того, чтобы более выпукло показать значение какого-либо закона, рассматривают воображаемый мир, где этот закон изменен или вообще не действует (например, мир без трения). Вообразите такой мир, рассмотрев три случая изменения характера эволюции:

а) Как бы шла эволюция, если бы гены мутировали со скоростью, значительно большей, чем сейчас?

б) Как бы шла эволюция, если бы с момента возникновения жизни роль ДНК играл бы другой полимер — стабильный (немутирующий) ?

в) Остановилась ли бы эволюция, если бы гены вдруг стали абсолютно стабильными в наше время (т. е. вероятность возникновения мутаций стала бы равна нулю)?

Рассмотрите эти случаи по отдельности, а затем сделайте общее заключение о связи частоты мутаций и возможности приспособительной эволюции.

12. Какое эволюционное значение могут иметь резкие колебания численности, наблюдающиеся у многих видов животных?

Допускается неоднозначный ответ на вопрос, формулировка нескольких гипотез, разная аргументация.

↑ Наверх