ЭтикетПриродаПсихологияИменаСтихиЗагадкиЁжефоткиЕщё ▾
РассказыБессмыслицыХозяюшкаЗдоровье

Зрение, цвет и твое состояние

 ← Поделиться

С самых первых дней после рождения человек встречается с миром разнообразных красок. Уже в 2,5—3 месяца ребенок эмоционально реагирует на цвета. Любой цвет, как и другие зрительные раздражители, получает отражение в мозгу с помощью зрительного органа чувств. Около 90% информации о внешнем мире поступает в центральную нервную систему через орган зрения. Цвет предмета зависит от того, какую часть солнечного спектра он поглощает и какую отражает, а также от спектрального состава падающих на него лучей. Человеческий глаз чувствителен лишь к лучам, длина электромагнитной волны которых колеблется от 380 до 800 нм. Все остальные волны попадают в рамки невоспринимаемых человеческим глазом радиоволн, рентгеновских, ультрафиолетовых и инфракрасных лучей.

Световой луч (луч белого цвета, источником которого является, например, Солнце) разлагается на семь составляющих его цветовых лучей спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Если световые лучи полностью отражаются от предмета, он вызывает у нас ощущение белого, а если не отражаются, а целиком поглощаются, он воспринимается черным. При поглощении одной части спектра лучей и отражении другой его части предмет приобретает цвет в зависимости от длины волны отраженных лучей. Если предмет отражает избирательно электромагнитные волны длиной 780–610 нм, он вызывает у нас ощущение красного цвета, 610–590 нм — оранжевого цвета, 590–560 — желтого, 560—510— зеленого, 510—470— голубого, 470—450— синего, 450—380— фиолетового.

Отраженные лучи с определенной длиной волны попадают в глаз, проходят через роговицу, отверстие в радужной оболочке (зрачок), затем через хрусталик — своеобразную естественную линзу, попадают на сетчатку (ретину), которой завершаются чувствительные окончания зрительных нервов. Под действием лучей фоторецепторы сетчатки генерируют нервные импульсы и передают их по центростремительным нервам к зрительным центрам, которые расположены в затылочной доле коры головного мозга.

Место входа зрительного нерва в глазное яблоко образует на сетчатке так называемое слепое пятно, то есть место, где нет фоторецепторов. Поэтому если лучи от предмета попадают на слепое пятно, мы предмета не видим.

Сетчатка состоит из различных групп фоторецепторов, которые называются «палочками» и «колбочками». Палочек насчитывается около 130 млн, а колбочек — около 7 млн.

Колбочки чувствительны лишь к световым лучам сильной интенсивности (к дневному свету), а также к цветовым (хроматическим) лучам, то есть лучам спектра. Палочки же абсолютно нечувствительны к хроматическим цветам, но зато обладают высокой чувствительностью к световым лучам, которая в 200000 раз выше светочувствительности колбочек. Палочки возбуждаются лишь на свету слабой интенсивности (в сумерки, ночью, в темноте), но перестают возбуждаться на сильном свету. Поэтому палочки иначе называют фоторецепторами ночного (сумеречного) зрения, а колбочки — фоторецепторами дневного зрения.

Так как палочки обладают только светочувствительностью и функционируют на слабом свету, то с их помощью мы видим все в ахроматических цветах (черных, белых и серых). Не случайно в народе говорят: «Ночью все кошки серы». На ярком свету (например, днем при солнечном освещении или вечером при сильном искусственном источнике света) функционируют колбочки, обладающие не только свето-, но и цветочувствительностью. Поэтому на сильном свету мы хорошо различаем и световую и цветовую характеристики предметов.

Наибольшее количество колбочек концентрируется в том месте сетчатки глаза, которое называется желтым пятном. Оно расположено чуть выше слепого пятна и занимает центральную часть сетчатки глаза. Поэтому днем мы лучше видим те объекты, лучи от которых попадают в район желтого пятна. Иначе говоря, днем центральное зрение является наиболее острым и эффективным: мы лучше различаем те предметы и их расцветку, которые расположены по оси нашего зрения, проходящей через середину хрусталика и желтого пятна.

Ночью и в глубокие сумерки лучше видны предметы, расположенные под углом 12–14° к зрительной оси (смотришь вперед, а видишь лучше сбоку). Это объясняется тем, что основная масса чувствительных к слабому свету и ахроматическим цветам фоторецепторов (палочек) расположена на периферии сетчатки глаза, куда могут падать лучи от предметов, расположенных на каком-то расстоянии (сбоку, снизу, сверху) от оси нашего зрения. Вот почему, если ты едешь на велосипеде без фонаря по широкой, гладкой и асфальтированной дороге в глубокие сумерки или ночью, ты лучше различаешь гладкую поверхность дороги с боков, чем впереди себя. Поэтому у тебя возникает огромное желание повернуть руль в сторону, что ты иногда и делаешь. Запомни: в сумерки, ночью на слабом свету наиболее острым является боковое зрение.

В общее правило о том, что палочки нечувствительны к цветовым лучам, нужно внести незначительное уточнение: они способны «видеть» синий конец спектра, характеризующийся наименьшей интенсивностью цветовой волны, лучше колбочек, но к темно-красным и другим лучам совсем нечувствительны. Колбочки же — наоборот. Поэтому в полутьме синий цвет нам кажется ярче красного, а на свету красный — ярче синего.

Как же мы различаем цвета?

Существует несколько гипотез. Наиболее распространена гипотеза трехкомпонентного цветового зрения Гельмгольца.

В колбочках сосредоточены специальные виды пигмента с чувствительностью к различным цветовым лучам спектра. Предполагают наличие трех видов пигмента: а) того, который чувствителен только к лучам красного цвета; б) чувствительного только к зеленым лучам; в) чувствительного к синим лучам. Если все эти три цветовых луча смешать (совместить), то, меняя соотношения их интенсивности и действуя смешанными цветовыми лучами на сетчатку глаза, можно вызвать ощущение любого другого цвета. Попадая на сетчатку, цветовые лучи начинают действовать на определенные пигменты, которые как бы раскладывают поток цветовых лучей на основные элементы спектра (красный, зеленый, синий), анализируют интенсивность этих элементов и генерируют обобщенный электрический сигнал, который по зрительным нервам передается в мозг, где и происходит анализ и синтез поступившей информации в форме определенных цветовых ощущений.

На сетчатке происходит своеобразный биохимический процесс: пигмент колбочек поглощает фотоны света, заряжается энергией и передает ее в зрительный центр головного мозга, где и формируется цветовой образ данного предмета. Особую роль играет в цветоощущении пигмент, чувствительный к зеленым лучам. Это было доказано еще в 30-е гг. советским ученым С. В. Кравковым. Он помещал человека перед экраном, на который проектировал различные цвета, и одновременно определял реакцию испытуемого на звуки, цветочные запахи и другие раздражители. В результате таких экспериментов С. В. Кравков определил, что при наличии на экране зеленого цвета человек становится более чувствителен к звукам, запахам и ко всему, что его окружает.

Существует мнение, что зеленый цвет понижает давление крови в глазных сосудах, что зрение под его влиянием становится зорче. Глаз как бы отдыхает на зеленом фоне, набирает силу, а затем легче приспосабливается к восприятию других цветов. Почему же глаз так «неравнодушен» к зеленому цвету?

На этот вопрос биологи отвечают, ссылаясь на дарвиновскую теорию происхождения человека. Человек произошел от представителей млекопитающих — обезьян, млекопитающие — от земноводных, а земноводные — от рыб, которые обитали тысячелетиями в желто-зеленой воде. Сам человек а также его древние генетические предки постоянно жили в зеленом мире растений. Смотреть на ярко-красное солнце человеку было трудно, да и некогда: засмотришься на яркое светило — попадешь в лапы хищника. Были дела и поважнее: надо было добывать пищу, строить жилище, приспосабливаться к жизни. Люди вглядывались в зеленую от водорослей воду при ловле рыбы, смотрели на траву и листву, добывая себе пищу, скрывались от врагов в зеленых зарослях. Естественно, глаз лучше всего приспособился к зеленому цвету и его оттенкам. Таким образом в середине видимого спектра оказалась зона желтовато-зеленых лучей с длиной волны от 550 до 570 нм — средневолновой участок. А по бокам — желтый и голубой, оранжевый и синий, красный и фиолетовый. Чем дальше цвет от средневолнового участка, тем в большей степени утомляет он наши глаза.

Великий немецкий мыслитель и поэт Иоганн Вольфганг Гёте в очерках о цветах писал, что отдельные цвета вызывают особые душевные настроения, а некоторые краски вызывают в людях радость. На основании своего опыта он утверждал: желтый и красно-желтые цвета рождают бодрое, деятельное настроение, а сине-красный — чувство беспокойства и тоски.

Интересный пример приводит известный американский писатель Теодор Драйзер. Перекраска одного лондонского моста из мрачного черного цвета в успокоительный зеленый (цвет покоя и надежды) способствовала тому, что в три раза сократилось число самоубийств, происходящих на этом мосту.

Выработана целая система рекомендаций по применению цвета в архитектуре и строительстве, особенно при окраске интерьера — внутренних стен различных помещений. Например, стены комнат с окнами на север красят в теплые тона: красный, оранжевый, желтый. Это способствует созданию уюта и по ассоциации вызывает ощущение тепла и солнечного света. Интерьер комнат, окна которых обращены на юг, для смягчения ослепительного блеска солнца и уменьшения ощущения зноя окрашивают в холодную гамму цветов: зеленый, синий, голубой.

Немецкий психолог Г. Яниш изучал влияние цвета на эмоциональное состояние детей. Его данные легли в основу оформления одной детской клиники. В ней врачи ходят в оранжевых халатах (тонизирующий цвет), а медицинские сестры в голубых (успокаивающий цвет). Специальное исследование психологов выявило значительное доверие маленьких пациентов к медицинскому персоналу.

Цветовое оформление помещений влияет не только на эмоциональное, но и на физическое состояние человека. Советский ученый Г. Джибладзе в работе «Принципы эстетического воспитания» приводит результаты своих наблюдений. Оказалось, что после перекраски стен школьных классов в светлые тона улучшилось здоровье ребят, снизилось число учащихся, заболевающих из-за перенапряжения зрительного органа.

Французский ученый М. Дереньер разработал классификацию действия различных цветов на эмоциональное состояние человека (см. начало статьи).

Каждый может вспомнить, как неприятно было находиться в комнате с темными стенами и какие приятные эмоциональные переживания вызывает помещение, окрашенное в светлые тона. Карл Маркс назвал чувство цвета «популярнейшей формой эстетического чувства».

По психофизиологическому действию различают три основные группы цветов: к первой группе относятся возбуждающие, активные цвета (красный, оранжевый, желтый), ко второй — тормозящие, пассивные цвета (голубой, синий, фиолетовый), к третьей — нейтральные (белый и серый). Зеленый цвет считают слаботормозящим (успокаивающим), а желтовато-зеленый (салатовый)— слабовозбуждающим.

Длинноволновая часть спектра (красный, оранжевый, желтый) при возникающих по ассоциации ярких и эмоционально насыщенных представлениях действует возбуждающе, а если эти представления слабы, то характер их действия тонизирующий.

Коротковолновая часть спектра действует также в соответствии с силой и яркостью возникающих по ассоциации представлений. Синий и фиолетовый цвета могут действовать угнетающе (при ярких представлениях) или, как зеленый и голубой, успокаивающе (при слабом представлении).

О сильном психофизиологическом влиянии цвета говорят некоторые примеры, приведенные в книге С. М. Иванова «Человек среди автоматов». Автор рассказывает об эксперименте, во время которого две группы людей были помещены в окрашенные по-разному комнаты: одна группа — в голубую, а вторая — в оранжевую. В этих комнатах поддерживалась одинаковая температура (15°С). «Голубые» ощущали холод и поеживались, в то время как «оранжевые» чувствовали себя в тепле.

Хочется рассказать и о таком интересном опыте, который провели советские психологи в школе на уроке геометрии. Одни и те же задачи напечатали на бумаге разных цветов и раздали ученикам: одна группа учеников получила задачи на красной бумаге, вторая группа — на белой, третья — на зеленой. При анализе решений оказалось, что больше всего ошибок сделала «красная» группа, «белая» допустила среднее число ошибок, а вот задачи, написанные на зеленой бумаге, были решены с наименьшим числом ошибок. Поэтому стены классов, а также парты чаще всего красят в салатовые цвета. Они увеличивают производительность длительного труда в отличие от красного цвета, который настолько активизирует нервные процессы возбуждения, что по закону последовательной индукции в нервных клетках сравнительно быстро начинает развиваться процесс торможения, охраняющий нервные клетки мозга от полного физиологического истощения.

Красный цвет содействует повышению продуктивности кратковременного труда. Когда тебе нужно за короткое время многое успеть сделать, а ты занят интеллектуальным трудом и работаешь за столом, покрой его красной скатертью или бумагой. Однако будь внимателен, так как, быстро выполняя определенную работу, ты можешь сделать много ошибок. Но если тебе предстоит длительная и напряженная работа, тогда целесообразно покрыть стол скатертью или бумагой салатового цвета. Знание перечисленных факторов необходимо всякому, кто хочет научиться продуктивно работать.

Впечатление от цвета меняется в зависимости от его соседства с другими цветами, а также от характера освещения. Например, при освещении лампами накаливания красные цвета становятся более чистыми, чем при дневном свете, а оранжевые краснеют, голубые зеленеют, синий и фиолетовый приобретают пурпурный оттенок и темнеют.

В природе нет чистых цветов, нет скучного однообразия красок. Есть гамма, в которой преобладают одни цвета, а другие занимают более скромное место. Цвета природы воспринимаются в своем естественном сочетании с другими цветами, с фоном, на котором рассматривается объект. У каждого цвета есть дополнительный цвет. При их смешении, то есть если взаимодополнительные цвета действуют одновременно на одни и те же точки сетчатки глаза, возникает ощущение серого цвета. Например, для синего дополнительным является желтый, для красного — голубовато-зеленый, для фиолетового — лимонно-желтый.

Как показали интересные опыты советского психолога Л. А. Шварц, предварительное ощущение определенного цвета повышает в 2—3 раза чувствительность зрительного органа чувств к цвету дополнительному (примерно на 30 мин). Это объясняется тем, что предварительное ощущение определенного цвета вызывает возбуждение в тех функциональных зрительных структурах коры мозга, где этот цвет отражается, то есть где возникает его образ. В силу закона одновременной индукции нервных процессов в соседних функциональных структурах мозга, в которых должен отражаться цвет дополнительный, активизируется тормозной процесс, и эти функциональные структуры активно восстанавливают свой энергетический потенциал — отдыхают, повышая чувствительность к соответствующему дополнительному цвету. Вот почему, если тебе нужно долго и напряженно всматриваться в предмет определенного цвета для того, чтобы заметить в нем какие-то изменения или детали, посмотри перед этим на что-то, окрашенное в дополнительный цвет, или представь себе этот цвет. Данный прием поможет тебе увидеть в цветном предмете то, чего ты можешь не заметить, не прибегая к нему.

Если ты хочешь лучше рассмотреть зеленый или голубовато-зеленый предмет, посмотри раньше на красный, если ты хочешь рассмотреть лучше красный предмет, посмотри перед этим на голубовато-зеленый. Помни, что чувствительность к желтому цвету возрастает под влиянием предварительного ощущения синего, чувствительность к синему усиливается предыдущим рассматриванием желтого цвета, ощущение фиолетового цвета становится сильнее под влиянием предварительного наблюдения лимонно-желтого, а лимонно-желтые предметы повышают чувствительность к фиолетовым.

Знание перечисленных механизмов сознательного управления остротой цветового зрения бывает очень необходимо не только учащимся, которым, например, приходится рассматривать через микроскоп детали окрашенных в определенные цвета микроорганизмов, или учителям, которые часами до боли в глазах исправляют ошибки в диктантах или сочинениях, написанных фиолетовыми чернилами. Знание этих механизмов в еще большей степени необходимо для научной организации производства.

Теперь, когда ты уже знаком с характером психофизиологического воздействия цветов на человека, ты можешь, представляя определенный цвет или глядя на него, произвольно вызывать у себя то или иное состояние: например, представляя красный или оранжевый цвет, несколько согреться, активизировать свою деятельность, зеленый — успокоиться и отдохнуть, голубой или синий цвет — вызвать ощущение прохлады, преодолеть назревающую эмоциональную вспышку. А еще лучше, если ты будешь представлять не просто те или иные цвета, а картины природы, вызывающие у тебя по ассоциации яркие представления об отдыхе, о тепле, спокойствии или прохладе. Например, представь себе, что ты на зеленом лугу собираешь васильки, над тобой голубое-голубое небо, впереди окаймленная кустарником и лесом синяя гладь реки. Это цветовое представление поможет тебе успокоиться и отдохнуть. Если же тебе холодно и хочется согреться, представь, что ты лежишь на пляже, под тобой горячий желтый песок, а над головой знойные оранжевые лучи огненно-красного солнца — и ты почувствуешь, что тебе стало теплее. Почаще прибегай к подобным приемам психологической тренировки, она — важный элемент умения управлять собой.

Примечателен такой пример. Ученик испытывал сильное волнение перед уроком английского языка. Для того чтобы как-то справиться с волнением, которое мешало ему отвечать на вопросы учителя, он перед уроком вызывал у себя состояние расслабления мышц, а затем представлял салатовые стены класса и себя, стоящего у зеленой доски и спокойно отвечающего. И это помогало ему подавить волнение.

Очень эффективно цветовое представление в борьбе с бессонницей. Еще в XIV ст. философ и врач Арнольд из Виллановы сказал в своем «Кодексе здоровья»: «Источников гладь и трава — глазам утешенье». Мудрый врач хотел этим сказать, что зрительное восприятие голубых водоемов и зеленой флоры успокаивает человека. Поэтому, если необходимо успокоиться, если трудно уснуть, постарайся представить лес, луг, речку, водную гладь.

У одной десятиклассницы в результате сильного переутомления во время сдачи выпускных экзаменов возникла бессонница. Она начала заниматься АТ, но эффект не наступал. Вечером в постели девушка несколько раз повторяла словесные формулы, но не засыпала (обычно сон наступает после произнесения нескольких формул). Тогда она попробовала представлять цвета, вызывающие определенные состояния. Проговорив фразы АТ, она с закрытыми глазами представила зеленый цвет, располагающий к отдыху, голубой, вызывающий состояние покоя, и оранжевый, навевающий тепло. При этом в ее сознании, словно во сне, возникала картина солнечного дня, зеленого луга с цветами, голубого неба. Незаметно для себя она заснула. Сон был спокойный, а утром девушка почувствовала себя отдохнувшей и бодрой.

Итак, ты познакомился с некоторыми правилами сложного умения управлять собой. Если ты серьезно решил заняться аутогенной тренировкой, то есть научиться в совершенстве владеть собой, тебе помогут наши рекомендации.

↑ Наверх