ЭтикетПриродаПсихологияИменаСтихиЗагадкиЁжефоткиЕщё ▾
РассказыБессмыслицыХозяюшкаЗдоровье

Представления и аутотренинг

 ← Поделиться

Вначале случайно, а затем путем специальных наблюдений удалось обнаружить, что при отчетливом представлении человеком различных своих состояний или раздражителей, вызывающих эти состояния, в его организме могут происходить соответствующие этим представлениям изменения. Например, изменения в организме (учащение сердцебиения, дыхания) вызываются представлением пережитых ранее приятных или неприятных ситуаций и возникавших в связи с ними положительных или отрицательных эмоций.

Во время представления наступают реальные изменения в деятельности систем организма, которые можно зафиксировать с помощью специальных аппаратов. Чем ярче эти представления, тем сильнее их влияние на деятельность организма.

Физиологический механизм этого явления состоит в том, что между образами определенных предметов, явлений жизни, ситуаций и изменениями в организме, которые возникают под воздействием этих реальных объектов, образовались прочные нервные связи. Поэтому мысль или представление о том или ином предмете, явлении, ситуации вызывает в большей или меньшей степени такое же изменение в организме, какое возникает в реальной ситуации (например, представления о духоте, знойной погоде вызывают у человека учащение дыхания, пульса, активизацию потоотделения).

Специально разработанные приемы актуализации определенного состояния внутренних органов известны давно и широко используются, например, в системе йога, дзен и др. В медицине эти приемы используются во время гипнотерапии, при обучении АТ, а в спортивной медицине — для обучения определенным физическим упражнениям с целью ускорения адаптации (привыкания) спортсмена к новым условиям соревнований.

В системе К. С. Станиславского, известного режиссера и теоретика театра, также нашли место некоторые из этих приемов, способствующие перевоплощению актера. Например, для того, чтобы искренне сыграть на сцене страдание или радость, актеру нужно ярко представить себе ситуацию, которая побуждает изображаемого героя радоваться или страдать.

Огромную роль играют представления и в процессе занятий аутогенной тренировкой. Натренировать себя так, чтобы без особого труда представление или мысль о каком-либо благоприятном состоянии организма вызывала это состояние — одна из главных целей АТ.

Каждый человек способен научиться сознательно влиять на работу внутренних органов в пределах, не нарушающих биологической целесообразности этой работы, в состоянии овладеть методами и приемами АТ, а значит, и методами психологической саморегуляции.

Чтобы и ты, читатель, поверил в способность своего сознания влиять на вегетативные функции, работу внутренних органов, попробуй провести следующий опыт: представь, что перед тобой лежит лимон. Обычный лимон. А рядом — блюдечко с сахаром. Ты берешь нож, отрезаешь кусочек лимона, посыпаешь его сахаром, затем отправляешь в рот и прижимаешь его языком к небу... Во рту стало кисло, как от настоящего лимона. Обильно стала выделяться слюна. А ведь во рту лимона нет, есть лишь представление о лимонной дольке, попавшей в рот.

Ученые исследовали биохимический состав слюны, выделяемой на представляемый лимон и на настоящий. Состав слюны оказался одинаковым.

Если в результате опыта во рту у тебя не стало кисло и не началась реакция слюноотделения, значит, ты не сумел вызвать яркое представление о лимоне, попавшем в рот. В этом случае повтори опыт, прибегая к некоторым дополнительным приемам. Во-первых, опыт можно провести с закрытыми глазами. Это делается для того, чтобы исключить действие посторонних оптических раздражителей, отвлекающих тебя от представления. Второй, дополнительный прием состоит в проговаривании фраз, отражающих ситуацию, которую ты должен ярко представить.

Слова обозначают различные объекты действительности, и поэтому в процессе овладения речью между ними и образами тех объектов, которые обозначаются словами, в коре головного мозга образовались прочные нервные условные связи. Вот почему слова (видимые, слышимые или произносимые) вызывают в коре больших полушарий головного мозга представления о тех объектах, которые обозначаются этими словами, словосочетаниями или целыми фразами. И если ты затрудняешься вызвать у себя яркое представление лимонной дольки, находящейся во рту, тебе поможет проговаривание фраз, обозначающих ту ситуацию, которую нужно представить.

А теперь попробуй провести тот же опыт с лимоном, но прибегая к словесной формуле: «У меня во рту лимон, кислый лимон... Ах, как во рту кисло». Это поможет тебе ярко представить лимон, находящийся во рту, а представление, в свою очередь, вызовет ощущение кислого и секреторную реакцию слюноотделения.

Словесные формулы ты можешь проговаривать мысленно сам или же написать на бумаге и предложить кому-либо прочитать. Можно записать их на магнитофонную ленту, а затем прослушать (желательно с закрытыми глазами), стараясь представить то, о чем говорится. Например, вдумываясь в содержание написанного, читай следующие фразы словесной формулы: «Передо мной лимон... Я беру в одну руку лимон, в другую нож... Я хорошо вижу желтый, сочный лимон... Я приближаю к лимону нож... Отрезаю верхушку лимона... Отрезаю еще один кусочек лимона... Чувствую запах лимона... Я взял кусочек лимона, обмакнул его в сахарный песок... Положил в рот... Прижимаю языком дольку лимона к небу... Кислый сок вытекает из лимона... Он наполняет мой рот... Какой кислый сок!.. Во рту стало кисло...»

Фразы этой словесной формулы можно несколько изменить, не меняя, конечно, основного их содержания.

Итак, проведя этот небольшой опыт, ты смог убедиться, что яркое представление о каком-то объекте (например, о лимоне, который попал тебе в рот) способно вызвать соответствующие этому объекту ощущения и реакцию организма, которая обычно вызывается самим объектом (в нашем опыте — ощущение кислого и реакцию слюноотделения).

Или еще пример. Сильное волнение перед экзаменом, если ты освоил методику АТ, легко снять, представив себя (желательно несколько раз) отвечающим на экзамене без всякого волнения. Вызвать это представление поможет тебе такая словесная формула: «...Я спокоен... Совершенно спокоен... Спокойно вхожу в класс... Сажусь за парту... Я перестал испытывать волнение... Я спокоен... Совершенно спокоен... Спокойно беру билет... Спокойно обдумываю ответ...»

И если ты добросовестно готовился к экзамену, спокойствие поможет лучше ответить на вопросы. Сильное волнение на экзамене, даже тому, кто хорошо к нему готовился, мешает припомнить нужный материал, разрушает логику ответа. Ты уже знаешь, что волнение человека связано с активным возбуждением подкорковых эмоциональных центров, а возбуждение подкорки в силу индукции нервных процессов вызывает торможение коры головного мозга — органа сознательной деятельности человека.

Давно известно: когда человек представляет себе какое-нибудь движение, он его невольно производит, не замечая этого. «При каждом думании о движении мы производим его фактически»,— пишет И. П. Павлов.

Представления человека о каком-нибудь движении своего тела вызывают микродвижения определенных мышечных групп, реализующих эти представления. Данное явление получило название идеомоторных актов. Идеомоторные акты зрительно зафиксировать почти невозможно, так как они сводятся к микродвижению мышц. В основе этих актов лежат образованные в процессе жизнедеятельности нервные условные связи между определенными двигательными представлениями и реализующими их движениями. В этом легко убедиться. На небольшом шнуре подвесь пятидесятиграммовую гирьку, а свободный конец шнура неподвижно держи между большим и указательным пальцами руки, поднятой на уровень плеча, пока качание подвешенного на шнуре груза не прекратится. Затем представь, что груз раскачивается, как маятник, в определенном направлении. Через некоторое время груз действительно начнет движение в соответствии с представлением.

Когда мы думаем о каком-либо действии, то производим невидимые микродвижения, связанные с его осуществлением. Эти движения удается подметить лишь при помощи приемов, усиливающих их. Нитка с грузом как раз и служит превращению невидимых микродвижений руки в видимые — макродвижения.

Итак, идеомоторный акт физиологически объясняется тем. что между функциональными структурами коры головного мозга, с возбуждением которых связано представление о каком-то движении тела, и двигательными центрами, исполняющими это движение, ранее образовалась нервная условная связь. Поэтому уже само представление о движении вызывает аналогичное представлению микродвижение органов тела — идеомоторный акт.

Еще древние римляне неосознанно использовали этот прием для гаданий. Они брали блюдце или какую-нибудь тарелку, делили ее на множество секторов, на каждом из которых писали определенное предсказывающее слово. Затем гадающий брал нитку или свой волос, привязывал к нему кольцо или любой другой предмет и вытягивал руку с этим своеобразным маятником над тарелкой. Зная, что какие-то «таинственные силы» обязательно заставят кольцо качаться, гадающий с нетерпением ждал этого момента. И действительно, через некоторое время начиналось движение кольца. Подсознательно желая или боясь какого-либо словесного предсказания, записанного на тарелке, гадающий тем самым вызывал в коре головного мозга импульсы возбуждения, которые передавались мышцам руки и, в свою очередь, вызывали в них микродвижения. Усиленные маятником, они становились видимыми, и кольцо-маятник начинало дотрагиваться до определенных секторов блюдца, в которых были написаны желательные для гадающего слова. Естественно, из определенных слов получались фразы, которые трактовались как советы «сверхъестественных» сил. Но теперь ты понимаешь, что эти советы давал себе сам гадающий в виде идеомоторных актов.

Наличие идеомоторных актов доказывает и следующий характерный пример: представьте, закрыв глаза, высокое здание. Только одно это представление вызовет едва заметное движение глазных яблок, которые поворачиваются вверх, хотим мы этого или нет.

Очень заметным идеомоторным актом является изменение диаметра зрачка при представлении крупного, а затем маленького предмета. Попроси товарища представить слона или муху и при этом посмотри на зрачки его глаз. Если зрачки расширяются, значит, товарищ представил слона, если их диаметр уменьшается,— муху.

Представление двигательных актов вызывает слабые сокращения в соответствующих мышцах, которые могут быть уловлены специальными приборами или же людьми, обладающими в результате тренировки или от рождения повышенной чувствительностью органов осязания, то есть чувствительностью кожного и кинестезического (мышечно-двигательного) органов чувств.

Человек с повышенной осязательной чувствительностью (возможно, это качество присуще и тебе) способен провести такой опыт. Взяв запястье правой руки другого человека, он предлагает ему мысленно написать этой рукой какое-нибудь слово «крупными четкими буквами». Если партнер точно выполнит просьбу и будет представлять, как он медленно и аккуратно выводит букву за буквой, его рука начнет совершать незаметные зрению микродвижения (идеомоторные акты). Воспринимая рисунок этих движений, а следовательно, и графические очертания букв, человек с повышенной осязательной чувствительностью «прочитывает» задуманное слово.

На сцене нередко выступают артисты в жанре, сенсационно афишируемом как «чтение чужих мыслей» или же преподносимом более скромно как «психологические опыты». Вот один из опытов.

Кто-то из зрителей задумывает про себя и записывает на листке бумаги какое-нибудь сложное и запутанное задание, которое должен выполнить артист: например спуститься в зал, подойти к 21 ряду, взять зрителя, сидящего на 7 месте, за руку, подвести его к 17 ряду, поднять зрителя с 14 места, вывести его на сцену, взять у него из портфеля книгу, открыть на 49 странице и прочитать 28 строчку. Это задание записывается на бумаге и отправляется в жюри. Затем писавший задание становится индуктором, то есть человеком, мысленно диктующим ход выполнения своего задания, а артист — перцепиентом, которому необходимо это мысленное задание индуктора воспринять и выполнить. Индуктор крепко берет запястье руки перцепиента, сосредоточенно и четко представляет каждый этап задания. Представлять действия, связанные с выполнением последующего этапа задания, он не должен, пока перцепиент не выполнит всех действий, связанных с предыдущим этапом. Отгадчик улавливает нужное направление своего движения по микродвижениям руки индуктора, которой тот держит его запястье. Если движения перцепиента (артиста) правильные, то со стороны руки индуктора микросопротивления нет. Если же направление движения выбрано неверно, то перцепиент ощущает микротолчок руки индуктора в противоположную сторону и меняет направление своего движения, руководствуясь правилом исключений.

Публичные демонстрации подобного явления впервые были начаты в 1874 г. американцем Броуном. Позже появились последователи, которые распространили этот жанр искусства по всей Европе под громким названием «чтение мысли».

Для успешного выполнения задания индуктора необходимы две основные предпосылки. Первая: проводник или индуктор должен обладать выраженными идеомоторными актами, достаточной их силой. Вторая немаловажная предпосылка: отгадчик (перцепиент) должен быть достаточно восприимчив к едва уловимым микродвижениям руки индуктора, чтобы пользоваться ими в своем поиске. А для этого нужны хорошие врожденные данные и кропотливая, длительная тренировка.

Иногда во время представления артист этого жанра выступает без контакта со зрителем. По этому поводу заслуженный артист РСФСР Вольф Григорьевич Мессинг в одной популярной статье писал: «Я часто выполняю мысленные задания без непосредственного контакта с индуктором. Здесь указателем мне может служить частота дыхания индуктора, биение его пульса, тембр голоса, характер походки и так далее».

Но для того, чтобы так ощущать реакцию индуктора, как Мессинг, необходимо обладать высокой чувствительностью, развитым и безупречно распределяемым вниманием, умением быстро и точно анализировать создавшуюся ситуацию и корректировать ошибки. Порою некоторые способности Мессинга трактуются как способности телепатического характера. Однако, чтобы судить о справедливости или ошибочности таких толкований, сначала нужно решить вопрос об объективном существовании или отсутствии телепатических явлений, под которыми понимается восприятие одним лицом мыслей другого без передачи их через известные органы чувств.

Выдающиеся русские ученые В. М. Бехтерев и П. П. Лазарев допускали возможность мысленного внушения, рассматривая его как вероятность передачи электромагнитной энергии от одного мозга к другому по принципу, согласно которому работают приемник и передатчик. Но достоверность или ошибочность подобных предположений пока научно не доказаны.

Вместе с тем объективность явления, связанного с влиянием представлений на движение мышц, то есть объективность идеомоторных актов доказана, и данное явление широко применяется в практике тренировки спортсменов. Например, прежде чем приступить к разучиванию какого-либо упражнения или приема, спортсмену вначале предлагают представить выполнение этого упражнения, предварительно расчленив его на ряд элементов. Спортсмен мысленно представляет выполнение каждого элемента, и только после этого соединяет в своем представлении все звенья (элементы) упражнения в единый комплекс.

«Проиграв» (представив) выполнение этого упражнения несколько раз мысленно, он переходит к разучиванию его практически. Такая психологическая идеомоторная тренировка помогает разучивать сложные упражнения, настраивает спортсмена на правильное выполнение всех элементов в нужной последовательности и значительно сокращает число допущенных им ошибок. Применив комплексно самовнушение с представлением всех элементов выполняемого действия, спортсмен настраивается на правильное выполнение движений. Этот прием помогает ему преодолеть предстартовую «лихорадку» и добиться высоких результатов (конечно, при условии, что он хорошо подготовлен физически). Аутогенная тренировка не заменяет тренировку физическую, представление последовательно выполняемых элементов действия не исключает фактического разучивания и выполнения упражнений. Эти приемы только способствуют более эффективному разучиванию упражнений и в итоге успешному выступлению на соревнованиях.

Двигательные представления можно и нужно применять при формировании сложных навыков профессиональной деятельности, которая требует высокоточной координации движений (например, у сложного пульта управления, при вождении транспорта и т. д.).

Идеомоторный акт, вызываемый определенным представлением, помогает и в профилактике нервно-эмоционального, предэкзаменационного волнения. Особенно эффективно применение представления на фоне мышечного расслабления, которое достигается с помощью первых двух упражнений АТ.

Вспоминается такой случай. Выпускница музыкальной школы усиленно готовилась к поступлению в консерваторию. Школу окончила с отличием и вступительные экзамены сдала успешно. После поступления в консерваторию она совершенно не отдыхала. Длительная напряженная работа привела к переутомлению и нервному срыву, и как следствие этого возникла неуверенность в себе, страх перед экзаменом, перед выступлением на концерте: произведение забывалось, выскакивало из головы. Одновременно появились бессонница, расстройство аппетита, иногда мучили кошмарные сновидения.

Сессию девушка сдала неудовлетворительно. Решался вопрос о дальнейшем ее пребывании в вузе. Однако, начав заниматься АТ, студентка смогла преодолеть страх, у нее улучшился сон и аппетит. Изредка во время выступления страх вновь появлялся, при этом исполнительница играла значительно хуже, чем при подготовке к выступлению. Вот тогда была применена идеомоторная тренировка. Во время занятий АТ студентка начала представлять себя спокойно исполняющей произведение на сцене. Она воспроизводила в сознании клавиатуру рояля, последовательность движений пальцев, мелодию исполняемого произведения. В результате таких упражнений через некоторое время страх при публичном исполнении музыкальных произведений исчез полностью, сессия была сдана успешно, выступления на концертах проходили благополучно.

Из всего сказанного следует, что представления имеют прямое отношение к аутогенной тренировке, к искусству управлять собой.

Однако во время сильного волнения вызвать представление спокойного состояния бывает трудно. В таком случае необходимо прибегать к сюжетным представлениям на цветовом фоне.

↑ Наверх