ЭтикетПриродаПсихологияИменаСтихиЗагадкиЁжефоткиЕщё ▾
РассказыБессмыслицыХозяюшкаЗдоровье

Ритм, помогающий работе

 ← Поделиться

Все земные процессы, как и процессы, происходящие во Вселенной, протекают в определенном ритме. Так, например, лунный месяц, или промежуток между полнолуниями, равен 29,53 дня. В определенном ритме чередуются день и ночь, приливы и отливы. Биологическим процессам также свойственна ритмичность — повторение того или иного явления через определенные промежутки времени.

Организм человека приспособился к ритмическим изменениям среды и выработал свой биологический ритм, соответствующий этим изменениям. Все физические, физиологические, биохимические и психические процессы в организме протекают ритмично в соответствии со своими биологическими часами. В работе организма наблюдаются как суточные, так и сезонные, годовые ритмы. Отмечается определенная ритмичность и в проявлении физической, эмоциональной, интеллектуальной активности человека. Уровень проявления этой активности периодически изменяется от наивысшего к минимальному, потом от него снова к максимальному и т. д. Есть основание считать, что цикл активности физических функций длится 23 дня, эмоциональных —28 дней, интеллектуальных —33 дня. В зависимости от фазы активности указанных функций физические, эмоциональные и интеллектуальные способности человека находятся на максимальном, среднем или же минимальном уровне проявления. Знание этой закономерности имеет большое практическое значение. Цикличность работоспособности организма в последние годы стали учитывать в деятельности водителей автотранспорта с целью профилактики дорожно-транспортных происшествий.

Согласно существующему мнению в каждом цикле различают положительный и отрицательный полупериоды. Дни перехода от положительного к отрицательному полупериоду и обратно названы нулевыми, или критическими днями. В это время активность основных функций организма значительно снижается, а значит, снижается и работоспособность человека. Иногда критические дни всех трех циклов (физической, эмоциональной и интеллектуальной активности человека) или же двух из них совпадают. Именно в эти дни люди наиболее уязвимы, предрасположены к заболеваниям, менее работоспособны, допускают в работе грубые ошибки.

При анализе приступов сердечно-сосудистых заболеваний, а также ошибок, совершенных машинистами во время работы на тренажере локомотива, нами выявлено, что наибольшее число заболеваний (62%) и ошибок в работе (68%) приходилось на критические дни.

Обнаружены и полуторачасовые цикличные изменения активности функционирования организма. Этот цикл продолжается 90–100 мин независимо от того, спишь ты или работаешь, играешь в футбол или читаешь. А в каждом цикле можно еще выделить подъем и спад интенсивности функций. Существуют и суточные биологические ритмы. В течение суток наблюдается не только цикличная смена сна и бодрствования, но и периоды повышенной эмоциональной возбудимости, спады настроения, а также цикличные физиологические изменения, от которых зависит, например, восприимчивость человека к лекарствам в разное время суток.

Выделяется также недельный цикл изменения активности жизненных функций организма. По времени он занимает четвертую часть периода вращения Луны вокруг Земли, включающего 4 фазы (новолуние, первую четверть, полнолуние, последнюю четверть). В течение недельного цикла заметно изменяется работоспособность, причем не только физическая, но и умственная. Обычно в понедельник она наиболее низкая (не случайно говорят: «Понедельник — день тяжелый»), затем постепенно возрастает, а в пятницу и субботу мы наблюдаем спад работоспособности. Это значит, что организму необходим отдых.

Итак, все процессы в организме протекают ритмично. Ритм является своеобразным счетчиком времени жизни и деятельности организма — его биологическими часами. Нельзя ломать эти «часы», надо их понять и использовать с целью психологической саморегуляции. Нужно постигнуть законы биологического ритма, ибо они должны лечь в основу твоего режима дня, режима недели и месяца.

Наиболее четко биологический ритм проявляется в смене процессов сна и бодрствования. Если ты привык засыпать в строго определенное время, то независимо от места нахождения в это время тебя клонит ко сну. Но если волевым усилием ты систематически будешь заставлять себя в это время работать вместо того, чтобы спать, то может нарушиться свойственный тебе биологический ритм жизнедеятельности или, как говорят физиологи, динамический стереотип. Тебе станет все трудней и трудней засыпать, затем появится раздражительность, повысится утомляемость и в конечном итоге может развиться болезнь.

Ученым, работающим в области экспериментальной психофизиологии, известно, что болезнь (невроз) можно вызвать у животного искусственным путем, изменив его привычный образ жизни, то есть нарушив биологический ритм жизнедеятельности организма. То же относится и к человеку. Теперь ты, очевидно, задумаешься над ценой насильственной перестройки ритмичной жизнедеятельности своего организма в период бурной подготовки к экзаменам, когда, стремясь наверстать упущенное в году, ты выбиваешься из привычного режима.

Интересные факты приводит кандидат медицинских наук В. П. Соловьева. В лаборатории физиологии труда Института гигиены труда и профессиональных заболеваний Академии медицинских наук СССР провели опыт, доказывающий, что ритм помогает самой элементарной, механической работе. Испытуемый поднимает небольшой груз до тех пор, пока его рука не устанет. В первый день он поднимает этот груз ритмично, под звук метронома, а во второй день — бессистемно, без соблюдения какого-либо ритма. И оказывается: в первый день одна и та же гиря была поднята значительно большее число раз, чем во второй.

Несложный подсчет позволил сделать вывод, что ритм увеличивает на 20% продолжительность активной работы. Вот почему уставшие после длительного перехода солдаты при необходимости продолжить марш начинают петь ритмичную строевую песню. И ритм песни добавляет силы.

Если мы рассмотрим физическую и психическую активность человека в зависимости от суточного ритма, то увидим ряд интересных явлений.

Во-первых, с двух до пяти часов утра и между тринадцатью и четырнадцатью часами дня человек наиболее слаб физически и интеллектуально. Эти данные подтверждены многими экспериментами. Однако человек усилием воли в состоянии мобилизовать свои ресурсы и повысить активность психических процессов (кстати, одним из методов усиления его психических возможностей является АТ).

Установлено, что дважды в сутки у человека падает работоспособность мышц сердца: около тринадцати часов (днем) и двадцати одного часа (вечером). Поэтому врачи не рекомендуют в это время выполнять большую физическую работу.

Между двумя и четырьмя часами ночи у человека снижается активность памяти, внимания, а в результате этого увеличивается число ошибок при решении логических, например, математических задач. Одновременно в это время снижается мышечная сила. К восемнадцати часам температура нашего тела максимальна, а между часом ночи и пятью — наиболее низкая. Около четырех часов ночи частота пульса наименьшая. Об этом очень важно знать людям, работающим в ночную смену.

Биологические ритмы зависят от многих причин, как от внутренних (например, наследственности), так и внешних — времени суток, сезона года, изменения температуры и влажности воздуха, атмосферного давления, социальных факторов. Ритмы нашего организма очень сложны и определяются множеством биохимических реакций, происходящих в организме.

Биологические ритмы человека вырабатывались на протяжении миллионов лет истории его развития и являются одной из форм приспособления к условиям существования. Поэтому всякие «искусственные сбои», нарушения привычных ритмов очень часто приводят к переутомлению и возникновению излишнего напряжения систем организма, а порой и к болезни. Особенно это заметно при нарушении суточного ритма сна и бодрствования.

Ночью человек отдыхает и накапливает запасы энергии для будущего дня. Как только он проснулся, «запускаются» биологические ритмы дня, начинают усиленно проявляться биохимические реакции организма, мобилизующие человека на предстоящую работу. Например, начинает активно поступать в кровь особое биохимическое вещество — адреналин, увеличивается в крови содержание сахара, гемоглобина, повышается артериальное давление и частота дыхания, учащается пульс, активизируется пищеварение. Эти процессы нарастают до четырех — шести часов дня, а затем начинается их спад до трех — пяти часов утра.

Не ешь много на ночь: ведь к вечеру деятельность желудка и пищеварительных желез минимальна, а ночью почти равна нулю. Хорошо работает утром не только желудок, но и голова. Поэтому важное решение принимай утром. Именно с девяти до тринадцати часов мозг человека наиболее продуктивно перерабатывает информацию, анализирует и обобщает ее. Это так называемый «пик работоспособности». Второй пик наступает около шестнадцати часов. При составлении распорядка дня старайся использовать эти физиологические особенности организма наиболее эффективно, тогда работать и учиться будет легче и интереснее.

Учет времени свойствен всему живому: растениям, животным и, конечно же, человеку. Вот почему незадолго до рассвета начинает петь петух (он словно знает, что должно взойти солнце); птицы с наступлением осени улетают на юг, а с приходом весны прилетают обратно; утром распускаются цветы, а с наступлением вечера закрывают свои лепестки.

Ход наших биологических часов наладился в процессе длительного развития и выразился в точном согласовании сотен биохимических реакций с вращением Земли вокруг своей оси и Солнца. Основным камертоном, настраивающим наши биологические часы, является чередование дня и ночи, положение живых организмов относительно Солнца. Оно — главный регулятор и синхронизатор биоритмов всех живых организмов.

Многочисленные эксперименты показали, что живой организм по-разному реагирует на ядовитые вещества, болезнетворные микробы в зависимости от времени суток. Так, например, животным вводили почти смертельную дозу ядовитого вещества днем и ночью. И в зависимости от времени введения яда оно погибало или продолжало жить. Если вводили яд ночью, животное, как правило, погибало, а если днем — продолжало жить, хотя и заболевало. О большей сопротивляемости организма разрушающим факторам в дневное время, чем в ночное, свидетельствует медицинская практика. Так, ночью наблюдается большая смертность тяжелобольных, чем днем.

Ритм света и темноты (чередование дня и ночи) воздействует на наши биологические часы через органзрения и центральную нервную систему. Биологические импульсы, возникшие в органезрения, поступают в подбугровую область мозга — гипоталамус. Именно здесь располагаются нейросекреторные клетки. Эти клетки вырабатывают специфическое вещество — нейрогормоны. Работа этих клеток подчиняется суточному ритму. Днем они работают более интенсивно и выбрасывают в кровь больше нейрогормонов, которые разносятся кровью по всему организму и активизируют его работу. Ночью нейросекреция подбугровой области значительно уменьшается, вместе с тем уменьшается и активность работы всего организма. В результате этого днем повышается, а ночью понижается устойчивость организма к воздействию вредных веществ.

Наиболее подвластен нашей воле и сильнее зависит от социальных причин биологический ритмсна и бодрствования. Сон спасает человека от истощения. Человек без пищи может прожить дольше, чем без сна. Особенно необходим сон (отдых) центральной нервной системе.

Школьники, студенты и все те, кто занят напряженным интеллектуальным трудом, не имеют права пренебрегать сном в ущерб здоровью. Спать в сутки необходимо по меньшей мере семь часов. Частое несоблюдение этого требования может привести к болезни.

Народный опыт делит людей на «жаворонков» и «сов». "Жаворонки«— это те, кто рано просыпаются и рано укладываются спать. «Совы» же, наоборот, спать ложатся поздно, но зато и подъем у них не с первыми петухами, а значительно позже. Естественно, все биологические ритмы у них сдвинуты в зависимости от подъема. «Жаворонки» бодры, жизнедеятельны, полны энергии в первую половину дня. А «совы», наоборот, максимально работоспособны во вторую половину дня.

Не всякий человек обладает ярко выраженными признаками утреннего или вечернего типа суточной активности. По наблюдениям немецкого физиолога Хамппа, только 1/6 часть испытуемых относилась к чисто утреннему, а 1/4—к чисто вечернему типу. Почти половина его испытуемых легко приспособлялась к режиму работы как утром, так и вечером.

Шведский ученый Остберг изучал влияние индивидуальных биологических ритмов операторов ЭВМ на состояние и продуктивность труда во время работы в разные смены. Сначала ученый с помощью анкеты определил утренний и вечерний типы испытуемых, а затем провел наблюдения за их адаптацией к работе в разные смены. Остберг заметил, что работа в разные смены наиболее отрицательно влияет на людей утреннего типа, особенно — на их привычки, связанные со сном и питанием. После ночной смены у «жаворонков», как правило, сокращался сон, снижался аппетит. Остберг считает, что «жаворонки» обладают менее гибким типом суточной работоспособности, чем «совы», и хуже приспосабливаются к работе в различные смены.

Определение типа суточной активности имеет значение не только для работников различных профессий. Не менее важно знать свой тип суточной активности выпускникам школы, прежде чем решиться на подготовку к экзаменам в ночные часы.

Небольшой тест, основанный на вопроснике Остберга, поможет тебе определить, к какому типу — утреннему или вечернему — ты относишься (см. в начале статьи).

Значительная часть людей относится к так называемым «аритмикам», то есть сравнительно легко приспосабливающимся к работе и в первую и во вторую смены. Биологические ритмы пластичны: один ритм может заменяться другим. Человек, пересекающий временные пояса, скажем, переезжающий из Риги в порт Находку, через несколько дней обретает прежнюю работоспособность. Но пока идет перестройка биоритмов, лучше не принимать ответственных решений, не заниматься усиленным интеллектуальным и физическим трудом.

Учитывая, что на перестройку биологических ритмов организма необходимо время, спортсмены, приезжающие на соревнования в другой временной пояс, прежде чем приступить к тренировкам и выступлениям, некоторое время привыкают к новым условиям. Вот как используются сегодня на практике законы хронобиологии — науки о биоритмах.

Постарайся выработать свой ритм жизни, распорядок работы, отдыха, приема пищи. В результате тебе намного легче будет работать и учиться, твой труд станет эффективней.

Примерную схему режима школьника, достаточно хорошо согласованную с его суточными биоритмами, предлагают Г. И. Куценко, И. Ф. Кононов в книге «Режим дня школьника» (М., 1983).

Примечание. Свободные занятия, или занятия любимым делом, вызывают у человека положительные эмоции, с которыми всегда сопряжено улучшение работы внутренних органов, в том числе и сердечно-сосудистой системы. Улучшение кровообращения в свою очередь приводит к активизации всех жизненно важных функций организма. Активней протекает и процесс восстановления энергии нервных клеток коры больших полушарий головного мозга. Переключившись на любимое дело, ты быстрее восстановишь нервные силы, израсходованные во время подготовки домашних заданий или занятий в школе.

Как занятия АТ должны вписываться в твой режим дня?

Первое занятие аутогенной тренировкой ты можешь провести перед утренней гимнастикой. Второе занятие АТ рекомендуем проводить после уроков для более полноценного отдыха и восстановления работоспособности. Третье занятие АТ желательно проводить непосредственно перед сном, чтобы успокоиться после напряженного рабочего дня и крепко уснуть. Вечером перед сном АТ проводится в постели, а утром и днем — сидя на стуле.

↑ Наверх