ЭтикетПриродаПсихологияИменаСтихиЗагадкиЁжефоткиЕщё ▾
РассказыБессмыслицыХозяюшкаЗдоровье

Самовнушение

 ← Поделиться

Многие отечественные и зарубежные врачи замечали огромное влияние самовнушения на процесс выздоровления человека при определенных заболеваниях. Они добивались больших успехов в практической медицине, обучая больных конкретным приемам самовнушения. Широко использовали в борьбе с болезнью свойство человека поддаваться самовнушению русские ученые и врачи И. Р. Тарханов, В. М. Бехтерев, Я. И. Боткин, К. И. Платонов.

Самовнушение — это внушение себе определенных мыслей и связанных с ними состояний. А под внушением Бехтерев, например, понимает непосредственное «прививание» к психической сфере человека мыслей, эмоций и актов поведения помимо его воли и сознания. Принято считать, что между внушением и самовнушением нет резкой грани. Чтобы внушение стало действенным, внушаемое должно быть воспринято и переработано, после чего оно реализуется по принципу самовнушения.

В 20-х гг. нашего столетия широко распространилась методика французского аптекаря Эмиля Куэ, названная им «Школой самообладания путем сознательного самовнушения». «Самовнушение — это внедрение определенной мысли нами самими в нас же самих» — так охарактеризовал самовнушение Эмиль Куэ. Он был очень внимательным и наблюдательным человеком, тонко анализировал различные причины и течение болезней, исход выздоровления и психологию больного. Однако Э. Куэ исходил из примитивных представлений о сущности болезней. Он не придавал значения тому, какое заболевание у человека — инфекционное или воспалительное, связано оно с нервным потрясением или с плохими условиями жизни и работы. По мнению Э. Куэ, главная причина всех недугов — это болезненное человеческое воображение. Поэтому, считал он, надо лечить больное воображение, для чего достаточно мысленно или шепотом, сидя или лежа, раз тридцать подряд повторять определенные фразы самовнушения по нескольку раз в день. Если болит голова, независимо от причины, вызвавшей эту боль, необходимо повторять: «Я здоров... Голова перестала болеть... Я чувствую себя все лучше и лучше...» и т. д. Естественно, этот метод долго не продержался и потерял популярность, как не оправдавший надежд.

Хотя метод Э. Куэ и отошел в историю, все же его рациональные зерна образовали основу методики аутогенной тренировки. Этой основой стало активное, целенаправленное самовнушение, при котором главная роль отводится больному. Многое в исцелении больного зависит от его собственной воли. Заслуга Эмиля Куэ состояла также и в том, что он открыл огромную силу утвердительной формы самовнушения, ее преимущество перед отрицательной. Например, нужно внушать себе во время болезни: «Я здоров» вместо «Я не болен», «Голова перестала болеть» вместо «Голова не болит».

С самовнушением различной силы и глубины люди сталкиваются на каждом шагу: подавление страха перед препятствием, преодоление чувства неуверенности, например, во время спортивных соревнований, борьба с посторонними желаниями, мешающими работать,— все это в разной степени результат самовнушения.

Механизм самовнушения, как, впрочем, и внушения, раскрыл Иван Петрович Павлов. Частью его учения о физиологии высшей нервной деятельности является учение о первой и второй сигнальных системах и их взаимодействии. «В развивающемся животном мире,— пишет И. П. Павлов в своей известной работе „Условный рефлекс“,— на фазе человека произошла чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности. Для животного действительность сигнализируется почти исключительно только раздражениями и следами их в больших полушариях, непосредственно приходящими в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма. Это то, что мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды, как общеприродной, так и от нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое. Это — первая сигнальная система действительности, общая у нас с животными. Но слово составило вторую, специально нашу, сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов».

В другой работе «Приложение экспериментальных данных, полученных на животных, к человеку» И. П. Павлов пишет: «Конечно, слово для человека есть такой же реальный условный раздражитель, как и все остальные общие у него с животными, но вместе с тем и такой многообъемлющий, как никакие другие, не идущий в этом отношении ни в какое количественное и качественное сравнение с условными раздражителями животных. Слово, благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека, связано со всеми внешними и внутренними раздражениями, приходящими в большие полушария, все их сигнализирует, все их заменяет и потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обусловливают те раздражения». Всевозможные раздражители, которые действуют на наши органы чувств, и их чувственные образы И. П. Павлов именует сигналами действительности. Все раздражители, кроме слов, слышимых, видимых и произносимых, то есть выступающих как акустические, оптические или двигательные (кинестезические) сигналы, он называет первыми сигналами действительности, а раздражители-слова — сигналами первых сигналов, то есть вторыми сигналами действительности.

Вторые сигналы действительности (слова) обозначают собой первосигнальные (как внешние, так и внутренние) раздражители — предметы, их признаки, действия, отношения, процессы, явления, состояния, а также допускают их обобщение. Например, слово «человек» обозначает конкретного человека и в то же время в равной степени относится ко всем людям, объединяя их на основании общности существенных признаков в группу однородных. Если лишить второй сигнал действительности связи с первым сигналом, слово потеряет смысл (содержание) и перестанет быть словом. Поэтому вторая сигнальная система действительности (сигнализация действительности с помощью речи) едина с первой сигнальной системой и не существует без нее. Первая сигнальная система, указывает И. П. Павлов, единственная информационная система, имеющаяся у животных; у человека, помимо нее, есть вторая сигнальная система — сигнализация действительности с помощью речи.

Так как слова связаны с первыми сигналами, обозначают и обобщают их, они вызывают у людей образы тех объектов, которые ими обозначаются. На слова наблюдаются те же реакции, что и на адекватные первосигнальные раздражители, ими обозначаемые.

Среди объектов, обозначаемых словами, есть и такие, которые являются состояниями организма: «Мне хорошо», «Я бодр», «Я чувствую себя прекрасно», «Мне тепло», «Я счастлив», «Я спокоен» и т. д. Различные состояния человеческого организма и выражающие их слова связываются в течение жизни прочными нервными ассоциациями. Именно на этих нервных связях основан, по И. П. Павлову, механизм внушения и самовнушения. Он доказал, что внушение и самовнушение — это наиболее упрощенный типичный условный рефлекс человека. Слово, связанное с определенным состоянием человека, возбуждает это состояние и тем сильнее, чем прочнее связь между ними.

АТ помогает проторить и упрочить нервные функциональные связи между корой головного мозга (органом сознания) и подкорковыми, вегетативными центрами, управляющими состоянием и работой внутренних органов. Эти отделы центральной нервной системы связаны между собой нервными проводящими путями. Образование функциональной связи между ними возможно лишь после неоднократного прохождения нервных импульсов со стороны второй сигнальной системы в сторону вегетативных центров. Аутотренинг как раз и является тренировкой этих связей.

Итак, в самовнушении основная роль принадлежит слову. В словаре Даля слово определяется как «способность человека выражать гласно мысли и чувства свои». Однако слово — это не только средство выражения мыслей и настроений человека, оно в то же время и средство воздействия на состояние организма. Не случайно народная мудрость гласит: «Ласковое слово, что вешний день», «Теплое слово две зимы греет», «Слово пуще стрелы ранит», «Словом можно убить и окрылить человека».

Сейчас на вооружении ученых есть точный прибор, позволяющий изучить электрическую активность коры больших полушарий головного мозга. Этот прибор называется электроэнцефалографом (от греч. "энцефалос"— мозг, "графо«—пишу). Электроэнцефалограф — аппарат для записи электричества мозга. Запись с его помощью биотоков мозга, открытых русским ученым В. Я. Данилевским, называется электроэнцефалограммой. Когда мозг работает (а работает он на протяжении всей нашей жизни), биоэлектрические сигналы поступают к нему от органов чувств, затем от одной нервной клетки головного мозга передаются другой, от одного участка — в другие участки, а от них в рабочие органы, управляемые этими участками (центрами) головного мозга.

Наложив на поверхность головы электроды, мы можем с помощью электроэнцефалографа записать активность различных участков коры головного мозга — электроэнцефалограмму или, как ее сокращенно называют, ЭЭГ. Каждую секунду через нервные клетки коры «проскакивает» больше электрических импульсов, чем через электронные элементы 100 000 крупных электронно-вычислительных машин (ЭВМ).

Советский нейрофизиолог Н. П. Бехтерева сумела при помощи современных электроэнцефалографов и электронно-вычислительных машин проанализировать электрические биотоки головного мозга человека и расшифровать их так называемый «психический код». Что это такое?

На каждое слово мозг отвечает своей, специфической электрической активностью. Когда человек произносит слово вслух или про себя, в головном мозгу у него возникают электрические токи, характерные для этого слова. При произнесении другого слова «рисунок» биоэлектрических потенциалов меняется. Биотоки мозга записываются электроэнцефалографом в виде волн, высота которых соответствует силе биотока, а частота — числу биоэлектрических импульсов в секунду. Более того, существует определенный «рисунок» электрических волн для разных звуков и частей слова. Это позволяет понять механизм действия словесных формул во время занятий аутогенной тренировкой. Определенные фразы (словесные формулы самовнушения) во время аутогенной тренировки вызывают соответствующую электрическую работу мозга, что и приводит к желаемым изменениям в состоянии организма.

Великий русский психиатр и психолог В. М. Бехтерев считал, что лучшее время для самовнушения — вечернее (перед засыпанием) и период, следующий непосредственно за утренним пробуждением, когда человек еще не спит или уже не спит, но и не бодрствует, а находится в состоянии легкой дремоты. Именно в это время мышцы максимально расслаблены, а кора головного мозга находится в состоянии наименьшего возбуждения. Данное время благоприятно для целенаправленного самовнушения, так как, с одной стороны, человек находится в состоянии релаксации, а с другой стороны, в коре его головного мозга нет посторонних впечатлений, которые мешают вызвать образ того состояния, которое он себе внушает.

Чтобы самовнушение было эффективным, вначале нужно определить его цель и задачи и только после этого приступать к составлению словесных формул. Слова и фразы самовнушения должны мысленно произноситься от первого лица и обязательно в утвердительной форме, повелительным тоном. Причем, отрицательная частица «не» в словесных формулах исключена. Например, нельзя говорить «Я не курю», потому что из восприятия дремлющего человека частица «не» выпадает и остается «Я курю». Правильная формула в данном случае звучит так: «Я бросил курить» или «Я перестал курить».

При самовнушении нельзя произносить длинные монологи, но в то же время каждую фразу в разных вариациях необходимо повторять несколько раз. Фразы должны быть короткими, произносить их нужно медленно при полном сосредоточении внимания на предмете внушения. Во время проговаривания каждой фразы самовнушения нужно ярко представлять, образно видеть то. что внушается. Не надо торопиться: после каждой фразы следует делать паузу.

Только соблюдая эти правила, систематически тренируясь, ты сможешь овладеть навыком психологической саморегуляции и путем самовнушения сформировать у себя желаемые черты характера, например волевые.

Самовнушение бывает неосознанным (пассивным) и осознанным (активным), полезным и вредным. Известны факты, когда вредное самовнушение надолго приковывало человека к больничной кровати, делало его инвалидом, а иногда и сводило в могилу. И напротив, в ряде случаев самовнушение помогало исцелению, выздоровлению человека. Это полезное, положительное самовнушение.

Можно привести немало примеров самовнушения. Известно, что уже древние колдуны и шаманы умело применяли его в своих обрядах. Например, для того чтобы уличить вора в краже, шаман готовил специальное зелье (жидкость достаточно ядовитую, но не смертельно опасную) и объявлял, что от зелья умрет лишь виновный в краже. Пили все — кто крал и кто был непричастен к этому. Однако, веря в могущество колдуна, люди проявляли разное отношение к напитку и всей процедуре его приема. Честные люди пили смело и спокойно, а вор, боясь разоблачения, пил со страхом, затем впадал в отчаяние, представляя близкую и неминуемую гибель в страшных муках. Иногда его действительно находили где-либо мертвым.

В «Старосветских помещиках» Н. В. Гоголь описал смерть Пульхерии Ивановны, очень суеверной женщины. После кончины мужа она внушила себе, что должна вскоре умереть, и начала готовиться к смерти. Перестала принимать пищу, затосковала и вскоре умерла.

Советский писатель Виктор Финк вспоминает, как в годы второй мировой войны известный французский поэт Жан Ришар Блок, находясь в эвакуации, тяжело заболел. «У него было воспаление легких в очень тяжелой форме. Когда Маргерит Блок спрашивала врачей, выживет ли Жан Ришар, они отворачивались и у них был очень хмурый вид. Он был очень-очень плох. Врачи удивлялись, когда он стал поправляться.

Впоследствии он сам рассказал, благодаря чему, по его мнению, он выжил. «Я беспрерывно напрягал волю,— говорил он.— Я все время твердил себе: „Нет, я не хочу умереть до победы! Нет, я ни за что не соглашусь умереть вдали от Франции! Нет, я непременно должен выздороветь, чтобы еще успеть вернуться во Францию. Нет, я ни за что не соглашусь умереть вдали от Франции до победы!“ Вот как я пересилил смерть».

Этот пример говорит о том, что для эффекта самовнушения необходимо неоднократно повторять одни и те же слова, выражающие одну мысль, и верить в силу проводимого самовнушения.

Самовнушение — распространенное явление, хотя мы порой о нем и не подозреваем. Например, ты плохо успеваешь по математике... И вот вместо того, чтобы мобилизовать волю и выполнить домашнее задание, еще раз повторить пройденный материал, ты постоянно оправдываешь свои неуспехи тем, что у тебя плохие способности. Налицо вредное, отрицательное самовнушение, которое снижает твои возможности проявить волевое усилие, необходимое для преодоления трудности.

Один семиклассник не выучил урока и минут десять напряженно думал: «Если вызовет учитель, совру, скажу, что очень сильно болит голова». И действительно, к середине урока у мальчика разболелась голова. Здесь мы также видим действие отрицательного самовнушения.

Всем людям свойственно поддаваться в той или иной степени внушению и самовнушению. Если ты считаешь себя исключением, то глубоко ошибаешься. Правда, одни люди легче поддаются внушению и самовнушению, другие — с большим трудом.

Положительное самовнушение всегда необходимо человеку и особенно в том случае, когда бывает трудно преодолеть внешнее или внутреннее препятствие на пути к цели, неуверенность в себе. Самовнушение очень эффективно в борьбе с вредными привычками. Огромное желание достичь поставленной цели, сознание необходимости этого, вера в силу самовнушения облегчают усвоение его навыков. Овладеть навыками полезного самовнушения поможет тебе аутогенная тренировка.

В подтверждение сказанному хочется привести пример. Ученик десятого класса много курил. В результате ухудшились его самочувствие, память, он часто испытывал усталость, головную боль. Однако юноша и не думал связывать свое состояние с курением, пока не обратился за консультацией к врачу-психотерапевту — одному из авторов этой книги. Врач предложил десятикласснику познакомиться с книгой, в которой приводились убедительные данные, полученные в результате психофизического обследования курильщиков после выкуренной ими сигареты. Эти данные свидетельствовали об ухудшении умственной и физической работоспособности курящих людей: уменьшилась скорость и точность умственных и двигательных реакций, сократился объем памяти, снизилась точность логических операций. Это произвело большое впечатление на школьника, и он принял твердое решение бросить курить, тем более что предстояли серьезные экзамены за курс средней школы и вступительные экзамены в вуз. Мы помогли юноше выполнить принятое им решение. Вначале он научился вызывать расслабление мышц (что необходимо для успешной реализации самовнушения), а затем приступил к проведению целенаправленного активного самовнушения. Однако внушение мысли об отвращении к сигаретам и курению успеха не принесло: у юноши не было внутренней убежденности в том, что сигареты неприятны. Тогда мы решили изменить словесную формулу: «Сигареты мне безразличны... Я могу курить, а если захочу — перестану курить... У меня сильная воля... Курение для меня безразлично... Я равнодушен к сигаретам... Я брошу курить!..»

Вот такое целенаправленное самовнушение, осуществляемое в состоянии мышечного расслабления во время ежедневного аутотренинга, уже через несколько дней принесло успех, а через две недели школьник полностью освободился от вредной привычки — потребности курить.

Порой мы удивляемся спокойствию и хладнокровию спортсменов, космонавтов, артистов в обстановке, требующей предельного внимания и сосредоточения сил. После значительного нервно-эмоционального напряжения, связанного с выходом корабля на орбиту, космонавты спокойно засыпают и в строго определенное время просыпаются благодаря тому, что на земле они овладели методикой психологической саморегуляции.

Мы изучали влияние аутогенной тренировки на некоторые наиболее важные показатели психической деятельности. По данным нашего исследования, показатель точности работы под влиянием АТ улучшился у 83,3% испытуемых, а показатель производительности труда — у 91,7%. Одновременно изучался объем кратковременной памяти. Результаты выявили улучшение этого показателя под влиянием АТ у 67% испытуемых. Кроме того, нами изучалось изменение величины мышечного усилия и статической выносливости испытуемых после пятнадцатиминутного отдыха с использованием АТ, а также изменение этих показателей после пассивного пятнадцатиминутного отдыха. Анализ результатов исследования показал, что пассивный отдых увеличил мышечное усилие у 25% испытуемых, а отдых в режиме АТ — у 75%. Статическая выносливость увеличилась в результате пассивного отдыха у 50% испытуемых, а в результате отдыха в режиме АТ — у 88%.

О положительном влиянии аутогенной тренировки свидетельствуют дневники-отчеты испытуемых. Испытуемая С. сравнивает свое отношение к учебе до и после овладения методикой аутогенной тренировки: «Раньше на скучных для меня занятиях клонило ко сну, я постоянно отвлекалась. Перед экзаменом, зачетом, решающим событием, задолго до него начинала волноваться, чувствовала себя угнетенной. Сейчас же на любом занятии умею внимательно слушать преподавателя и «переваривать» всю информацию. Не волнуюсь перед ответственным для меня мероприятием, до последнего момента «держу себя в руках».

Испытуемая М. оценивает аутогенную тренировку как «довольно эффективный метод, улучшающий самочувствие, настроение, уменьшающий склонность к мрачным мыслям». Она пишет: «Наш век — век спешки, больших нервных нагрузок. Вот поэтому я и хочу нечто противопоставить этим неприятным явлениям. Мне кажется, что этим «нечто» с наибольшим успехом может стать самообладание, которое достигается аутогенной тренировкой. После овладения навыками психологической саморегуляции М. пишет, что ей удается быстро засыпать, легко избавляться от посторонних мыслей, которые не дают уснуть, снимать волнение и напряжение.

Испытуемый X. с помощью аутотренинга хотел «научиться владеть собой во время волнующих ситуаций (например, экзаменов), а также за короткое время отдыхать, чтобы с новыми силами и свежей головой возвращаться к работе». После овладения первой ступенью методики АТ он пишет: «Аутогенная тренировка помогла мне улучшить внимание и память. Если я чувствую усталость, то сразу же с помощью формул самовнушения могу погрузиться на несколько минут в состояние релаксации, в этом состоянии под влиянием самовнушения хорошо отдыхаю, а через пять — десять минут опять могу заниматься с новыми силами».

Ты, наверное, тоже хотел бы научиться снимать ненужное волнение, которое иногда возникает на уроке в ожидании вызова, во время экзамена, контрольной работы или перед выступлением с докладом. Волнение всегда мешает делу. При сильном волнении у человека путаются мысли, он плохо осознает свои действия, допускает массу ошибок. Почему?

Один нервный процесс, который возникает в определенных структурах мозга, активизирует вокруг себя противоположный процесс, а если рядом возникло два противоположных нервных процесса (возбуждение и торможение), то они друг друга усиливают. Этот закон был открыт И. П. Павловым и назван законом одновременной индукции нервных процессов возбуждения и торможения.

Когда человек волнуется, у него возникает очень сильный очаг возбуждения в центрах эмоциональной деятельности, которые расположены под корой больших полушарий головного мозга (в подкорке). Сильное возбуждение в подкорке по закону одновременной индукции активизирует противоположный процесс (торможение) в коре. Кора же больших полушарий головного мозга человека — материальная основа его мышления и сознательной деятельности. Поэтому при сильном волнении человек плохо осознает свои поступки и действия.

↑ Наверх