ЭтикетПриродаПсихологияИменаСтихиЗагадкиЁжефоткиЕщё ▾
РассказыБессмыслицыХозяюшкаЗдоровье

Ты можешь воспитать себя

 ← Поделиться

Итак, ты решил заняться самовоспитанием. В чем его суть, каковы его задачи? По мнению ленинградского ученого, доктора психологических наук А. Г. Ковалева, самовоспитание — это сознательная, планомерная работа над собой, направленная на формирование таких свойств личности, которые отвечают требованиям общества и личной программе развития.

Прежде чем приступать к самовоспитанию, необходимо проанализировать черты своего характера, подумать, как они соотносятся с требованиями общества к личности советского человека, а затем твердо решить, какие именно черты надо искоренить, какие изменить, какие новые качества воспитать в себе. Только решив этот вопрос, можно ставить перед собой практические цели самосовершенствования.

Л. Н. Толстой в юношеском возрасте заводит дневник, отмечает в нем свои недостатки, составляет планы самовоспитания и самообразования на различные сроки, описывает ход работы над собой, анализирует ошибки; намечает новые, общие и частные планы самовоспитания.

Серьезно занимался самовоспитанием А. П. Чехов. В одном из писем своей супруге — О. Л. Книппер-Чеховой Антон Павлович писал: «Ты... завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и пр. и пр. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает...»

Большое внимание самовоспитанию себя и своего сына уделял великий русский путешественник В. К. Арсеньев. Для самовоспитания воли он рекомендовал сыну придерживаться следующих заповедей:

1. Одно сегодня лучше ста завтра.
2. Промедление смерти подобно.
3. Не жди благоприятной минуты, а создавай ее сам.
4. Или работай, или умри.
5. Приводи в исполнение свои решения немедленно.
6. Не расточай сил на бесцельные колебания.
7. Ни одного великого дела не совершено нерешительными людьми.
8. Ничто не имеет такой цены, как настойчивость и терпение.
9. Двадцать дел, наполовину сделанных, не стоят одного, доведенного до конца.
10. Побеждать дурные привычки лучше сегодня, чем завтра.
11. Не держись устава, яко слепой стены.
12. Имей уважение к себе.
13. Привыкай к тщательности и точности.
14. Жизнь твоя есть то, что ты из нее сделаешь сам.

Для того чтобы планомерно воспитывать в себе нужные качества, следовать намеченным правилам поведения, нужно бороться с ленью. Не зря говорят: «Лень — мать всех пороков». Не поддавайся соблазну сделать перерыв в работе над собой, перенести намеченное на другой день, не иди на компромисс с собой. Пусть твое «надо» перейдет в «хочу», «хочу» — в «могу», а «могу» — в дело.

Если ты хочешь, чтобы определенная манера поведения стала твоей привычкой, упражняй себя в этом поведении изо дня в день, систематически. Необходимо создавать психологический барьер врагам самовоспитания — всевозможным отвлекающим соблазнам. Например, ты сел готовить домашнее задание и только открыл учебник — пришли друзья, приглашают в кино. Ты начинаешь колебаться: пойти с ними или готовиться к урокам? А может, сделать уроки вечером? Или лучше посмотреть фильм в другой день?

Затянувшиеся колебания — это проявление нерешительности. Ведь решительный человек без долгих раздумий принимает разумное решение и приступает к его исполнению. Как преодолеть нерешительность?

Частично тебе поможет совет профессора А. Г. Ковалева. Он рекомендует в подобной ситуации применять наглядное количественное сопоставление доводов «за» то или иное действие и доводов «против» него. Например, решая вопрос «Идти в кино или нет?», ты можешь сопоставить эти доводы, оценив их по трехбалльной системе (наиболее важные, с твоей точки зрения, доводы оцениваются баллом 3, а остальные, менее важные,— одним или двумя баллами).

Доводы «за» кино:
1) очень интересный фильм — 1;
2) неудобно отказать товарищам, которые специально зашли пригласить в кино, — 3.
Итого — 4.

Доводы «против» кино:
1) не успею после фильма хорошо подготовиться к урокам — 1;
2) могу завтра получить двойку — 3;
3) неудобно «плавать» перед одноклассниками — 3;
4) стыдно перед учителем — 3;
5) двойка огорчит родителей — 3.
Итого — 13.

Итак, ты наглядно убедил себя в том, что необходимо сесть за выполнение домашнего задания. Садишься за учебники, но мысли разбегаются: тебе трудно не думать о кинофильме, от которого отказался. Рассеянное внимание мешает готовиться к урокам. Нужно сосредоточиться. Но как?

Или другая ситуация. Представь себя на экзамене. Это серьезное испытание твоих интеллектуальных сил, и ты очень волнуешься. Волнение мешает говорить. Ты путаешься, сбиваешься, не можешь вспомнить то, что до экзамена хорошо знал.

Избавиться от ненужных в работе колебаний и сосредоточить внимание на выполняемом деле, преодолеть вредное на экзамене волнение, а значит, хорошо ответить, поможет тебе курс АТ. Аутогенная тренировка разовьет способность к волевому усилию, научит снимать усталость, которая мешает окончанию начатого дела.

↑ Наверх